Стадии инкультурации

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов не может существовать как член общества и своего этноса. Этот сложный процесс начинается в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю жизнь. В этом процессе принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).11

На первой стадии дети осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Инкультурация реализуется здесь в форме воспитания, является целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. Для этого периода в любой культуре существуют специальные формы и способы инкультурации, которые обеспечивают детям нужное количество знаний и навыков для их повседневной практики. Примером такой формы первичной инкультурации является игра. В зависимости от характера осваиваемых навыков игры подразделяются на следующие типы:

— физические игры, в которых тренируется и развивается физическая активность;

— стратегические игры, тренирующие и   развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

— стохастические игры, где решающая роль принадлежит случаю, удачному стечению обстоятельств, приучающих ребенка к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоятельствами, к представлению о риске;

— ролевые игры, предназначенные для    освоения ребенком тех функций, которые    ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, способность к обучению, фантазия, воображение. Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Таким образом, инкультурация ребенка служит предпосылкой его трансформации во взрослую, способную к адекватному участию в социокультурной жизни личность.

  В этнологии детство понимается не как ранняя стадия существования человека, а как период социокультурной подготовки к взрослой жизни. Взрослым индивид считается в случае наличия определенной совокупности врожденных и приобретенных качеств, из которых наиболее важными являются следующие:

— достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило несколько превышающей наступившую способность к воспроизведению потомства;

—   овладение   навыками   собственного   жизнеобеспечения   в   сферах   домашнего   хозяйства и общественного разделения труда;

— овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными языками культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

— принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Главной отличительной особенностью второй стадии инкультурации становится способность индивида к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Индивид получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать в составе своей этнической группы в действиях, приводящих к значительным культурным изменениям. 12

Первый этап инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь является воспроизведение уже имеющихся образов, контроль за беспрепятственным проникновением в культуру случайных и новых элементов. Второй этап обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, внесение в нее изменений различного масштаба. Гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации завершается формированием менталитета личности, т.е. совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. В свою очередь, это состояние ментальности служит показателем нормального функционирования и развития, как индивида, так и социокультурной среды.

Таким образом, процесс инкультурации означает освоения людьми своего социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, способов деятельности, общения, нормативных образований. В результате инкультурации человек получает способность свободно ориентироваться в окружающей этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами. Главное, инкультурация способствует сохранению стабильности культуры и в тоже время влияет на формирование менталитета личности.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.