Культура как феномен общественной жизни и объект теоретического анализа.


Предметом культурологии выступает понятие культуры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой — совокупность результатов их деятельности.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех  видов деятельности, обычаев, верований. Во  вторую —  те  определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками,— одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты,— а также все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т. д.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние  специальные  и  высшие  учебные  заведения,  готовящие  специалистов  по  культуре, журналы,            общества,       клубы,            театры,           музеи  и т.д., занимающиеся           производством         и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»).

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание  земли.   Окультуривание  почвы,   сельскохозяйственные  культуры  —   понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII—XIX веках для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения.

Приверженцы   более   узкого   подхода   к   пониманию   культуры   считают   неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое  никак  не  назовешь  культурой.  Наркомания,  преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм — все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить это к сфере культуры?

Если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура — только то, что содействует развитию, а не деградации человека.

Второй, узкий подход предполагает, что культура — это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют  на  несколько  сфер  —  социальную,  экономическую,  политическую  и  культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспектном» подходе общество также  разделяют  на  сферы. 

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832— 1917) — выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии; хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так:

Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое.

Культура  —  совокупность  символов,  верований,  ценностей,  норм  и  артефактов.  В  ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня,фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

В   культуру  входят  также  социально-бытовые  установки,  принятые  в   обществе  жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент,  фольклор  —  все  это  имеет  этническую тональность и  передается  из  поколения  в поколение, образуя этнический стиль.

В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в движении. К культурной  статике  мы  отнесем  внутреннее  строение  культуры  —  совокупность  базисных элементов  или  черт,  и  формы  культуры  —  конфигурации,  характерные  сочетания  таких элементов.

К динамике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

Если  мы  представим  культуру  в  виде  сложной  системы,  а  именно  такой  должна  быть человеческая  культура,  создававшаяся  тысячами  поколений  людей,  то  обязательно  найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами культуры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными.

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения — материальное и нематериальное. Материальные памятники культуры более  долговечны. Археологи раскапывают стоянки  древних  людей,  живших  сотни  тысяч  и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и  по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и  идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней — только по материальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.

Материальная  культура  включает  физические  объекты,  созданные  руками  человека  (их называют  артефактами):  паровая  машина,  книга,  храм,  орудие  труда,  жилой  дом,  галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют  определенное  символическое  значение,  выполняют  определенную  функцию  и  представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную,  или  духовную  культуру  образуют  нормы,  правила,  образцы,  эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух — в культурологии решается иначе, чем принято. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал,  из  которого  изготовлена  книга,  в  культуре  вторичен,  а  содержание  передаваемой информации, рассуждений, мысли первично. Их можно донести до аудитории и другим способом, помимо книги, например воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.