Особенности русской культурологической мысли


Что же такое русская культура — Восток или Запад? Что такое Россия в культурном плане и в плане характера населяющих ее людей — Европа или Азия? На Западе этот вопрос решается просто. То меньшинство, которое относится к нам хорошо (впрочем, не такое уж маленькое меньшинство — нас многие любят), уже за одно это считает нас европейцами. А то большинство, которое относится к нам плохо, за одно это полагает нас азиатами, тем самым, признаваясь в собственном расизме по отношению к азиатам. Но о точке зрения Запада, не стоило бы и упоминать, если бы мы сами не задавались этим нелепым вопросом, не спорили, Восток мы или Запад, не повторяли ошибку Достоевского, который в своей знаменитой пушкинской речи, блестящей, безупречной нравственно, и совершенно беспомощной исторически, вывел всемирную отзывчивость русской души из того, что Россия принадлежит и Европе, и Азии (иными словами, вот уже второе тысячелетие стоит враскорячку и почему-то имеет при этом значительную культуру).

Чтобы ответить на такой простой и вместе с тем очень вредоносный по последствиям для нашей жизни и политики вопрос, давайте посмотрим на Азию. А разве есть «Восток»? Что такое «азиатская культура»? Что общего в культурном облике турка и вьетнамца (вроде бы они оба — азиаты)? Если сравнить национальный характер (грамотно это называется «этнические стереотипы»; некоторые предпочитают употреблять иностранное слово «менталитет», но оно мне не нравится; мне всегда казалось, что менталитет — это совокупность чинов милиции), если сравнить этнические стереотипы француза, перса и китайца, не окажется ли абсолютно очевидным, что первые двое гораздо больше похожи друг на друга, чем любой из них на третьего? Безусловно, француз и иранец будут больше схожи. Значит, никакого «Востока» нет, и понятие «азиатская культура» бессмысленно. А что же есть?

Есть великая (или региональная) культура ислама. Есть великая дальневосточная культура (Китай, Корея, Япония). Есть великая культура Индостана (Индия и тяготеющие к ней культурные регионы). Есть очень малочисленная и все же самостоятельная великая тибето-монгольская культура (культура северного буддизма, давно ушедшего от своих индийских корней). Наконец, есть великая восточнохристианская культура (азиатская часть России). Таким образом, в Азии насчитывается 5 великих культур.

Но если мы избавимся от понятия «Восток», мы должны избавиться и от понятия «Европа», ибо здесь культур две, а не одна, и сложились они окончательно в IX в.: — бывшая западнохристианская, а теперь просто западная культура или «мир цивилизованный» (ее самоназвание); — и восточнохристианская культура, составной частью которой является и наша, и которая объединяет нас не с немцами или турками, а со славянами, греками, грузинами, армянами, даже с коптами Египта и эфиопами, т. е. с кругом восточнохристианских народов.

Культура всегда существует в национальной форме, и ни в какой другой существовать не умеет. Что же касается современной массовой культуры, давно ушедшей от любых национальных корней, то она — не часть культуры, а часть цивилизации. А на уровне цивилизации заимствования и переходы из одного национального круга в другой совершаются гораздо легче, чем на уровне философии или словесности.

Откуда возникли представления, что культуры: — во-первых, цикличны (т.е. культуры рождаются и умирают, хотя живут дольше, чем народы); — во-вторых, регионированы (т.е. выше уровня национальных культур существует уровень великих или региональных культур, каждая из которых включает в себя много этносов и, как правило, много государств)?

Насколько можно судить, эти представление принадлежат к древнейшим представлениям человека — к пластам мифологического сознания. Заметим, что миф — не фантазия, не басня (как говорили в XVIII в.), а метод художественного осмысления мироздания и истории. За каждым мифом стоит факт. Но ученые зачастую просто не в состоянии продраться сквозь все пласты мифа к первоначальному факту, ибо миф не только — его художественное осмысление, но и передавался изустно из поколения в поколение длительное время.

Древнейшая книга, где дано развернутое осмысление истории мироздания  и истории человека, — Библия. Обратимся к первой книге — Бытию. Читать ее трудно, а без комментариев и невозможно (она написана для людей с иным сознанием, нежели наше), тем не менее, читать ее все же стоит. В Бытии мы отчетливо видим циклы в истории человека: от грехопадения и изгнания из земного рая Адама и Евы до потопа — цикл; от потопа до строительства т. н. Вавилонской башни (в Библии нет в этом месте слова «Вавилон», а написано лишь «башня в долине Сенаар», т.е. в Двуречье) — цикл; от строительства Вавилонской башни (столпа) и смешения языков до праведного Авраама — цикл; и т.д. Еще интереснее в этом отношении значительно более поздняя Книга пророка Даниила, где есть видение Даниила. Он видит четырех зверей, и ему дано знать, что это символы четырех сменяющих друг друга царств (иными словами, четыре лидирующих государства истории представлены как четыре эпохи).

В Библии видны также, хотя и очень смутно, представления о регионах культур. На первый взгляд, Библия делит мир на евреев и всех остальных язычников, противопоставляя единобожников многобожникам. Но при более внимательно чтении становится, очевидно, что авторы Библии к разным языческим культурам относятся по-разному: к вавилонской плохо, к ханаанейской еще хуже, а к египетской почтительно. Таким образом, с точки зрения Библии, языческие культуры были разными и охватывали определенные регионы.

Если мы сразу обратимся к совершенно противоположному, наиболее удаленному от библейского культурному кругу — к Китаю, мы увидим, что в китайской традиции любой историк, начиная с великого Сыма Цяня, автора «Исторических записок», воспринимает цепь исторических событий не как струйку воды, наподобие западного историка XIX в., а скорее как струйку зерен, высыпающихся через небольшое отверстие. При таком подходе можно видеть историческое время, исторический процесс, но можно рассмотреть и каждое зерно, т. е. каждую эпоху, каждый цикл. Именно так — циклично — излагается история китайскими авторами.

Однако наиболее четкое представление о циклах и регионах культур имели практически все потомки арийцев, т. е. народы индоевропейского корня, хотя усмотреть общий корень их мифологических представлений очень трудно. Дело в том, что этническая арийская общность, несомненно, существовала, но было это 4000 лет тому назад, и  с тех пор прошло несколько витков этногенеза, т.е. несколько рождений сменяющих друг друга народов. Древнему эллину история представляется в виде сменяющих друг друга четырех веков — от золотого к железному, причем каждый последующий хуже предыдущего. Для индийца существуют те же самые 4 эпохи (юги), начиная с праведной крита-юги, когда люди жили вместе с богами и богами управлялись, через двапара-югу и трета-югу к последней кали-юге, когда люди уже окончательно испортились, став в большинстве своем безнравственными и грубыми (весьма пессимистический взгляд).

Итак, далекие друг от друга по культурной традиции народы представляли себе историю циклически. Обладали они и представлением о регионах культур.

Например, греки были необычайно бодрыми ребятами и всерьез сочиняли такие стихи, как: «Варвар рожден для рабства, как грек — для свободы…». Однако тот же грек не смел, назвать варваром римлянина не только потому, что римляне были люди суровые (ты его «варваром», а он тебе в глаз, и хорошо, если не мечом!), но и потому, что понимал: римлянин свой, хотя как бы грек второго сорта. Говоря современным языком, для грека существовали собственно греческая культура и культура античная (слово нашего времени, тогда общего слова не было), которая объединяла и греков, и римлян, и фракийцев, и этрусков, являясь тем самым культурой региональной.

Феномен русской национальной культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой культуры. Её историческим субъектом (творцом и носителем) выступает русский народ – один из наиболее крупных, развитых и богатых в творческом отношении этносов мира, который, по словам Н.Я.Данилевского, достиг политической самостоятельности и сохранил её - условие, без которого, как свидетельствует история, цивилизация никогда не начиналась и не существовала, а поэтому вероятно, и не может начаться и существовать. Народ как единое целое – основная питательная, животворящая социальная среда и благодатная почва для формирования всех достижений русской национальной культуры: интеллектуальной мысли; художественного творчества; нравственности; этики; народной медицины и педагогики, и, следовательно, почва для рождения и расцвета любых талантов. И чем насыщеннее эта почва духовными богатствами отечественных традиций, проверенных и отобранных временем, тем прекраснее и неповторимее плоды нашей великой культуры.

Русская культура выступает по отношению к исторической жизни народа как вторая природа, которую он создает, творит и в которой живет как социализированная совокупность людей, иначе говоря, культура есть величайшая ценность, среда и способ духовной преемственности и тем самым – содержательной деятельности в бесконечном поступательном развитии русского народа.

Русская национальная культура как вторая природа это:

ü материальные и духовные ценности народа, созданные им в ходе своей длительной истории;

ü способ жизнедеятельности и мироустройства русских людей;

ü своеобразие жизни русских в конкретных природно-географических, исторических и этносоциальных условиях;

ü религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении;

ü совокупность русских социальных норм, законов, обычаев, традиций;

ü способности, потребности, знания, умения, социальные чувства, мировоззрение русских.

Русская культура, как и всякая другая, существует во времени и пространстве, и тем самым в развитии, в ходе которого разворачивается, обогащается и видоизменяется её содержание и облик. Понимая культуру как живую, движущуюся историческую материю, важно подчеркнуть её ведущую роль в снятии противоречий жизни и истории в познании, в духе, слове, наконец, в самой социальной жизни. Осознавая это, можно понять удивительный по смыслу постулат: Пока жива наша культура, жив и русский народ. Жив, несмотря на всю сложность, а порой и трагичность нашей истории…

Корни русской национальной культуры уходят в толщу славянского этноса. Начало первого тысячелетия до нашей эры следует считать, по мнению ученых, временем, когда славянские племена Среднего Поволжья начинают свое историческое бытие:

ü отстаивают свою независимость;

ü строят свои первые крепости;

ü формируют отрасли хозяйства и на их основе создают систему жизнедеятельности;

ü создают первичные формы славянского героического эпоса, дожившего до начала XX века (последние подробные записи были сделаны учеными в 1927-1929.г.г.).

Именно в те исторические далекие времена закладывались основы отечественной материальной и духовной культуры. Постепенно, выделившись из общеславянского этноса, русские, взаимодействуя с другими народами, создали не только великое государство, но и великую культуру, которые в XIX–XXвв. вышли на самые передовые позиции в мире и во многом оказали решающее воздействие на развитие всей человеческой цивилизации.

В каких же исторических условиях протекал этот процесс социокультурного творчества, определивший особенности формирования русской национальной культуры?

Прежде всего, особенности нашей культуры, как материальной, так и духовной, в огромной мере определяются природно-климатическими условиями жизни народа. К сожалению, значение этого, по сути определяющего фактора, явно недооценивалось не только в прошлом, но и в настоящее время. Между тем воздействие природно-климатического фактора настолько велико, что оно явно прослеживается не только в особенностях производства, способах и приемах труда, техники, но и в организации всей социальной жизни, духовном облике, национальном характере народа. Человека-хозяйственника нельзя отрывать от той физико-географической среды, где он действует (Маркс).

Русский народ создавал свое хозяйство в неимоверно тяжелых условиях.

Англичанин Джильс Флетчер, в конце XVI века посетивший Россию, с содроганием писал в 1591г. в работе О государстве Российском: Различные времена года здесь все изменяют, и нельзя не удивляться, смотря на Россию зимой и летом… От одного взгляда на зиму в России можно почувствовать холод, в это время морозы бывают так велики, что вода выливается по каплям, … превращается в лед, не достигнув еще земли. В самый большой холод, если возьмете в руки оловянное или другое металлическое блюдо или кувшин (разумеется, не в комнате, где устроены печи) пальцы ваши тотчас примерзнут, и, отнимая их, вы сдерете кожу. Когда вы выходите из теплой комнаты на мороз, дыхание ваше спирается, холодный воздух душит вас. Не одни путешествующие, но и люди на рынках и на улицах, в городах испытывают над собой действие мороза: одни совсем замерзают, другие падают на улицах; многих привозят в города сидящими в санях и замерзшими в таком положении; иные отмораживают седее нос, уши, щеки, пальцы и прочее. Часто случается, что медведи и волки (когда зима очень сурова), побуждаемые голодом, стаями выходят из лесов, нападают на селения и опустошают их: тогда жители принуждены спасаться бегством.

Русский человек, несмотря на упорный труд и выносливость, не мог обеспечить себе безбедное существование. Даже в 1907 г. И.Н.Божерянов отмечал, что совершенно не во власти людей предотвратить неурожаи. Голодовки - постоянный спутник русского человека. Не случайно, начиная с Ярослава Мудрого, люди научились говорить: Голод есть Божие наказание…За десять веков Россия пережила более 350 голодных лет.

М. Боголепов в специальном исследовании Колебания климата и историческая жизнь (Голод и война) в 1912г. писал: Можно было бы привести бесконечное число примеров, ярко иллюстрирующих все то напряжение, с которым идет борьба за существование в эти эпохи. …Совершенно ясно и неоспоримо, какого рода действия производят такие моменты потрясения всей среды на жизнь человеческих масс. Величайший двигатель жизни борьба за существование приводит эти массы в движение, которые влекут за собою все новые острые формы.

            Помимо суровых природно-климатических условий народу приходилось преодолевать низкий биоклиматический потенциал (урожайность зерновых составляла всего лишь сам – 2 и сам – 3, а в Западной Европе уже в XVIIIв. она была сам – 18), огромные расстояния и труднодоступность большей части территории (что в несколько раз увеличивало стоимость получаемой продукции), сложные горноклиматические условия залегания полезных ископаемых (что также обесценивало живой труд народа). В результате совокупного прибавочного продукта был крайне низким. Человек нередко стоял на грани гибели. Его жизнь зачастую зависела от случая, а чаще – от окружения.

            В этих условиях и родилась специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни русского человека – община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в жизни русского человека огромную роль. Вся хозяйственная деятельность регламентировалась общиной, ибо земля принадлежала не отдельным людям, а всей общине – она делилась по числу душ на равные части. Каждый член общины наделялся равным земельным паем, который он не имел права ни продавать, ни закладывать. В общем пользовании общины находились луга, сенокосы, выгоны, лес. Отдельные виды работ (сенокос) осуществлялись всем миром, полученные результаты разделялись по числу земляных частей. Каждый крестьянин не то делает с землей, что хочет, то, что говорит мир. У крестьян заведен порядок: начинать работу вместе, пахать, навоз возить, косить, жать, так что одному не дают какую-нибудь работу делать….

            Сообща осваивая различные способы и виды хозяйственных работ, русские люди учились вместе создавать соответствующие орудия труда, технологию их применения. Так, для занятия земледелием были изобретены деревянная соха и борона, серпы и косы, примитивные молотилки и др. орудия труда. Рыболовы создали лодку-долбленку, с которой лучили рыбу при помощи остроги.

            Развитие гончарного, овчинного, валяльного, веретенного, ложкарного, слесарного и других промыслов сопровождалось созданием необходимой техники. Рабочий инвентарь ложкаря, к примеру, состоял из топора, тесла, резака, рашпиля, ножа, лучкового станка. Конечно, эти орудия труда были весьма элементарными и требовали не только большой смекалки, но и соответствующей мускульной силы. Поэтому свой тяжелый труд русский человек сопровождал соответствующим обрядом, заклинанием. К тому же шло непрерывное совершенствование орудий труда. В XIXв. на Урале и в соседних губерниях стали применяться усовершенствованные сохи – однозубые, односторонние лемехи, курошимки и др. В лесостепной и степной полосе юга России применялся плуг украинского типа, позволявший проводить более глубокую пропашку земли. С конца XIXв. самодельные орудия начинают заменяться кустарными и даже заводскими. Применяются сельскохозяйственные орудия иностранного изготовления.

            В зависимости от природно-климатических, а затем и социально-экономических условий у русских формируются разные виды хозяйственной культуры земледелия. Наиболее распространенной становится паровая зерновая система, поскольку она была наиболее приспособлена к условиям натурального хозяйства. Наряду с паровой системой в XIXв. еще практиковалось подсечно-огневое земледелие, идущее еще с древнеславянских племен. Применялся в основном трехпольный севооборот, что позволяло отводить поля и под яровой, и под озимый хлеб, и под пар соответствующим их чередованием. Главным направлением земледелия было выращивание зерновых культур. Рожь на Руси считалась главным хлебным злаком. На юге (Кубань, Среднее Поволжье, Приуралье) больше собиралось пшеницы. Наряду с ними основной фуражной культурой считался овес. Кроме того, возделывали ячмень, гречиху, просо, полбу, горох, коноплю, лен. Русский лен и изделия из него были знамениты в Европе. К концу XVIIIв. более половины льна, производившегося в мире, составлял русский лен. С конца XVIIIв. постепенно внедряется, а затем и широко практикуется выращивание картофеля.

            Наряду с полеводством в хозяйственной культуре крестьян широко были представлены и другие отрасли: огородничество, садоводство. Выращивали капусту, огурцы, лук, чеснок, морковь, редьку, репу, свеклу и др. Освоение сибирских просторов крестьянами-переселенцами из центральных и южных районов России (Воронежская, Курская, Орловская и др. губернии), с Украины сопровождалось внедрением наработанных здесь хозяйственных навыков, выращиванием соответствующих культур. Яблоневые сады, культивирование садово-огородных культур (малина, вишня, крыжовник, смородина и др.), сегодня в Сибири – дело обычное. Некоторые умельцы выращивают даже особые сорта дыни, районированные к местным сибирским условиям. Пчеловодство весьма распространенная и прибыльная здесь отрасль.

            Таким образом, за более чем тысячелетнюю историю русские, взаимодействуя с другими народами, создали уникальную во многих отношения хозяйственную культуру. В чем эта уникальность?

             Во-первых, трудом и талантом многих поколений освоена в хозяйственном отношении самая большая часть земного шара. Россия и сегодня – крупнейшее хозяйственное объединение: ее площадь составляет 17075,4 тысячи квадратных километров. Она в 1,7 раза больше, чем Канада, в 1,8 раза больше чем Китай или США. Протяженность в широтном направлении – около 9 тысяч километров, в меридиальном – от 2,5 до 4 тысяч километров. Самая западная точка России – на границе с Польшей (19 º38´ восточной долготы), крайняя восточная – на острове Ратманова в Беринговом проливе (169º02´ западной долготы), южная – на границе с Азербайджаном (41º10´ южной широты), северная – на островах Земли Франца-Иосифа (81º51´ северной широты).

            Во-вторых, обустроена и сделана приемлемой для жизни, ведения хозяйства самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В России наиболее заселенная часть находится в северном полушарии между 50-60 параллелями, а наименее – еще северней, вплоть до 80-й параллели. Россия – это в значительной мере приполярная страна со всеми вытекающими отсюда экономическими последствиями. В Канаде на широте российского Нечерноземья сельского хозяйства вообще нет. В США природно-климатический потенциал сельскохозяйственного производства в 2,4 раза выше, чем в России (Б.С.Хорев). 

            В-третьих, усилиями народа было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня: развитая промышленность с десятками отраслей, транспорт, средства связи, сельскохозяйственной производство, строительная индустрия. Сельское хозяйство, например, представлено целыми отраслями на индустриальной основе: зерноводство, скотоводство, промышленное свиноводство, птицеводство, рыболовство, овощеводство, лесоводство, виноградарство, табаководство и др.

            Пройдя долгий и тернистый путь от первобытной общины до современного индустриального общества, освоив социально-экономические уклады, народы России накопили колоссальный опыт в сфере материальной культуры, который во многом поучителен и ценен для нынешнего и последующих поколений людей.

            Другим основополагающим фактором, исторически определившем особенности формирования и самого русского народа, и его культуры, была бесконечная борьба за свое выживание с различными захватчиками. Уже наши предки – славяне много воевали, отбиваясь от многочисленных врагов. В I тысячелетии необходимо было давать отпор сарматам, гуннам, готам, аланам, византийцам, половцам, варягам, хазарам, полякам, венедам. Напор внешней опасности был столь мощным и постоянным, что восточные славяне воздвигли громадные Змиевы валы, общей протяженностью 2,5 тысячи километров. 

            Во II тысячелетии не было легче. С 1228 по 1462 г., т.е. за 324 года у русских было 160 войн. В XVI веке воевали 43 года: против Речи Посполитой, Ливонского Ордена, Швеции. В XVII и XVIIIв.в. – соответственно воевали 48 и 56 лет! В XIXв. было три войны с турками, одна – с персами, кавказская, среднеазиатская; отбивали нашествие Наполеона; в Крыму – англо-франко-турецкую агрессию. В XXв. – сплошные войны, чередовавшиеся с короткими мирными передышками: 2 – с японцами; 2- мировые; война в Афганистане; холодная война и ядерный шантаж США. Впрочем, эта война идет и сегодня на территории нашей страны: на Кавказе вооруженные силы воюют против бандформирований; в городах России спецподразделения ФСБ, МВД борются против террористов, взрывающих жилые дома, метропоезда, электрички, самолеты и др.

            Что это значит? Это значит, что наш народ жил и продолжает жить в обстановке столетиями непрекращающихся войн, которые формировали наше мироощущение, наш национальный характер, наше культурное наследие.

Во-первых, это объясняет нашу концентрацию и централизацию в едином государстве, особую заботу русских о сохранении национальной независимости. Вся наша духовная культура (песни, искусство, кино) в полной мере отразила железную несгибаемую волю русских людей, проявляемую в строительстве и защите государства.

Во-вторых, историческая память о внешней угрозе России навечно поселилась в русской душе, и потерять ее было невозможно ни при каких обстоятельствах: проходили столетия за столетиями, менялись физиономии нападающих, но опасность быть порабощенным оставалась. … Не случайно русские готовы были терпеть любые лишения, несли невероятные тяготы,- лишь бы не было войны.

В-третьих, бесконечные нашествия, завоевания, походы против России истощали силы русских и других народов нашей многонациональной Родины, уничтожали с таким невероятным трудом созданный культурный слой отечественной цивилизации.

Представители западной цивилизации, особенно американцы, кичатся своим богатством и сытостью. Ничто, во всей истории человечества, не было таким успешным, как Америка, и каждый американец знал это.  … Все вместе, американцы никогда не знали поражений, и думали, что эти несчастья – особая черта лишь Старого Света … - писал американский историк Генри Комейджер - Он обладал в малой степени чувством прошлого, оно его не касалось. Его культура также материалистична: он принимал конфликт как должное и со снисходительностью смотрел на людей, которые не могли ровняться на его жизненные стандарты.

Да, американцы талантливый и трудолюбивый народ. Но каким был бы их материальный комфорт, если бы они не ограбили десятки других народов, если бы не вывезли сотни тысяч рабов из Африки и не заставили их умирать на хлопковых и других плантациях, можно догадываться. Ну а если бы по их территории прокатилась лишь (!) фашистская армада, то снисходительный менталитет высокомерия сменился бы уважением к другим народам, но к русскому – в первую очередь.

Россия, жертвуя миллионами и миллионами жизней своих сыновей и дочерей, теряя в войнах свое культурное достояние, грудью закрывала путь всем завоевателям: Европу она спасла от золотоордынских орд; весь мир – Европу и Азию в том числе, от фашистских полчищ. Лишь Россию никто не защищал и не жертвовал во имя благополучия русского народа – он сам один, должен был думать о собственной судьбе. Не случайно император Александр III сказал: У России есть только два союзника: армия и флот.

Без знания и глубокого понимания этой стороны отечественной истории вряд ли можно понять и феномен русской национальной культуры.

Важнейшей особенностью русской национальной культуры, как и самой цивилизации, является то, что она складывалась не внутри континента, а на стыке материков: Запад-Восток; Юг-Север. Исторически Россия формировалась и развивалась как многонациональная, полиэтническая держава. Она росла, распространяя свое политическое, экономическое и культурное влияние на огромные территории, простиравшиеся к концу XIXв. от устья Дуная и Вислы на Западе до Тихого океана на Востоке, от евразийской тундры на Севере до границ Турции и Ирана, Афганистана и Китая на Юге. На этих территориях жили многочисленные народы, отличавшиеся друг от друга языком, образом жизни, религий, культурными традициями, уровнем и самобытностью общественно-экономического развития.

В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с уникальной полиэтнической по своему глубинному содержанию культуры. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов на разных континентах и соответственно их культур, в России сохранились все народы, жившие здесь с древнейших времен.

Точка зрения И.А.Ильина (1882-1954) – известного русского религиозного философа, правоведа (представителя неогегельянства) на полиэтническую природу русской цивилизации: … Пусть не говорят о том, что национальные меньшинства России стояли под гнетом русского большинства. … Это вздорная и ложная фантазия. Императорская Россия никогда не денационализировала свои малые народы – в отличие хотя бы от германцев в Западной Европе.

Дайте себе труд заглянуть в историческую карту Европы эпохи Карла Великого и первых Каролингов (768-843 по Р.Х.). Вы увидите, что почти от самой Дании, по Эльбе и за Эльбой (славянская Лаба!), через Эрфурт к Регенсбургу и по Дунаю – сидели славянские племена: Абодриты, Лютичи, Лионы, Гевелы, Редарии, Укры, Поморы, Сорбы и много других. Где они? Что от них осталось? Они подверглись завоеванию, искоренению или полной денационализации со стороны германцев. Тактика завоевателя была такова: после военной победы, в стан германцев вызывался ведущий слой побежденного народа; эта аристократия вырезывалась на месте; затем обезглавленный народ подвергался принудительному крещению в католицизм, несогласные убивались тысячами; оставшиеся принудительно и бесповоротно германизировались.

            … Видано ли, слыхано ли что-нибудь подобное в истории России? Никогда и нигде! Сколько малых племен Россия получила в истории, столько и соблюла. … Ни принудительным крещением, ни искоренением, ни всеуравнивающим обрусением она никогда на занималась.

Для России, как сложной и многообразной полиэтнической системы культуры, на всех этапах ее развития исключительно важной была проблема межэтнических контактов. Именно они выступали мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского суперэтноса. Как отмечают исследователи (В.В.Руднев, В.А.Дмитриев и др.), наиболее активной областью культурных заимствований в процессе межэтнических контактов всегда выступала система культуры жизнеобеспечения. Каждый этнос в России накопил немало ценного в этой сфере и охотно передавал другим народам свои знания и опыт.

Так, русские, поселившись в Поволжье в XVI-XVIIIвв., быстро овладели языками местных народов. Последние передали русским крестьянам, поселившимся на неосвоенных и тяжелых землях, тяжелый плуг (сабан). У татарских крестьян русские заимствовали способ хранения необмолоченного хлеба в снопах, уложенных в кибэн (особый вид кладки на специальном помосте высотой 20—50 см). Это позволяло хранить хлеб необмолоченным без ущерба по нескольку лет, предохраняя от сырости и мышей. В условиях сухого климата левобережья Волги хлеб достаточно быстро подсыхал в кадках, и его можно было молотить, специально не просушивая.

Достаточно широка была и область встречных заимствований элементов культуры жизнеобеспечения. У народов Поволжья под влиянием русской земледельческой культуры произошел переход от пестрополья к трехполью. Ассортимент культивируемых растений расширился. Так, татары стали выращивать озимую рожь, овес, овощи (такие культуры, как капуста, репа, свекла сохранили русские названия).

Переселяясь, например, в Сибирь, русские крестьяне позаимствовали у аборигенов теплую одежду: парки из оленьего меха, камлеи, хантыйские тандекуры - нашейник из беличьих хвостов, хорошо защищающий шею от ветра и снега. В питании у русских нашла распространение оленина.

Богаты и разнообразны русско-северокавказские культурные межэтнические контакты. Начиная с XVIв. и до настоящего времени идет процесс заимствований в материальной и духовной культуре, то затухая, то наоборот, расширяясь и обогащаясь. Так, русские казаки первыми стали усваивать такие элементы культуры кавказских народов, как беспорядочная планировка поселения, конструкция жилища, предметы и облик интерьера, конная упряжь, детали мужского и женского костюмов.

Наоборот, в культуре северокавказских народов уже с конца XIXв. появляются новые сельхозорудия труда, пароконные брички, осваиваются новые сельскохозяйственные злаки, овощи, в том числе картофель, помидоры, огурцы. Складывается своеобразный мужской костюм, состоящий из кавказской рубахи, брюк-галифе, цельнокроеных русских сапог.

В этнической культуре ведущее место всегда занимали народные промыслы и ремесла. В современных условиях, когда промышленное производство, основанное на массовом применении машин и поточных линий, тотально обеспечивает потребности общества, сфера пользования предметами ручного и кустарного производства существенно изменилась. Последние в значительной мере утратили свою утилитарную функцию, и превратились в предметы декоративно-прикладного искусства. И тем не менее они по-прежнему выступают важнейшими феноменами этнической принадлежности и выражают специфику содержания и стилевые особенности материальной и духовной культуры того или иного народа.

Наша страна – поистине неиссякаемый родник народного творчества, воплотившегося в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, одно лишь Подмосковье, сколько здесь уникального создал русский народный талант. Это - федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву.

Уникальные народные промыслы и ремесла существуют на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. И тому есть серьезное объяснение. Во-первых, огромная территория и оторванность от европейской части России всегда стимулировали творческую смекалку и инициативу сибиряков и дальневосточников. Во-вторых, в Сибири, по мнению исследователей (В.О. Назанский), сложился своеобразный русско-сибирский этнос, типологически сопоставимый с англо-канадским, австралийским, новозеландским, аргентинским. Русская культура органично соединяется, сочетается с аборигенными культурами. В результате выплавляется уникальное искусство 26 малочисленных и 5 достаточно крупных общностей, представленное различными промыслами: древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов.

До сих пор сохранились оригинальное искусство обработки бересты у народов Приамурья – нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из нее различных вещей для своего хозяйства, в частности, посуды. Так, с древних времен передается искусство приготовления посуды для жидкости. Мастер - умелец берет кусок бересты четырехугольной формы, стороны которого широко заворачивает наверх, а образовавшийся на углах треугольные ушки загибает назад так, чтобы их концы сходились точно посередине. Такая утварь годится в качестве ведра, черпалки для воды из лодки, в ней моют посуду, хранят рыбу, мясо, стирают белье и т.д.

Широко в мире известно искусство обработки металлов у народов Северного Кавказа. Одним из крупных центров производства кованных и чеканных изделий из меди и латуни является с. Кубачи Республики Дагестан. Современное кубачинское медночеканное искусство, уходящее своими корнями еще в XII-XVвв., славится литыми бронзовыми котлами, латунными чеканными кувшинами, ритуальными сосудами, декоративными подносами, различными чашами, кубками др.

Народный костюм (одежда) – яркий и наиболее массовый вид художественного творчества любого народа. Именно по костюму раньше можно было безошибочно определить национальную (этническую) принадлежность любого человека. Русского – по косоворотке и кафтану; украинца – по расшитой рубахе с разрезом посреди груди; белоруса – по жилетке, надетой поверх полотняной сорочки; жителя Северного Кавказа – по черкеске или бешмету; узбека – по тюбетейке и традиционному халату, подпоясанному квадратным платком и т.д. Словом, костюм – это визитная карточка человека определенной национальности.

Все народы достигли большого мастерства в изготовлении своей одежды.            Д.В. Солдатенкова, профессионально изучающая культуру народов Среднего Поволжья, свидетельствует, что их вышитые рубахи, головные уборы, поясные подвески хранятся во многих музеях страны как предметы народного искусства высокого художественного уровня. У финно-угорских народов Поволжья – марийцев, мордвы, удмуртов и у тюрко-язычных чувашей вплоть до рубежа XIX-XXвв., а иногда и позже продолжала бытовать традиционная одежда, богато украшенная великолепной вышивкой. Наиболее древними и традиционными способами вышивки были так называемые счетные техники – набор, косая стежка, роспись, реже – гладь. Вышивка обладала знаково-магической функцией, которая ей придавала роль оберега и благопожелания – на груди и в других местах вышивались орнаменты, символизирующие плодородие, животворные силы. При этом, безусловно, вышивка всегда имела эстетическое значение, украшала одежду.

В стране в течение многих лет большой популярностью и авторитетом п

Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.