Анализ влияния Буддизма на развитие архитектуры и др. виды мирового искусства.


Индия

В первые века новой эры буддизм и индуизм в Индии развивались параллельно, причем их философский спор был главной движущей силой. Буддизм оказал серьезное влияние на индуизм, буддизм сыграл не последнюю роль в уменьшении кровавых жертвоприношений в индуизме. До XI в., когда буддизм полностью ушел из Индии, общие духовные традиции были тесно взаимосвязаны и влияли друг на друга. Будда стал одним из индуистских божеств, а все индуистские боги вошли в буддийский пантеон.

Для поклонения божествам в Индии возводили храмы. Первые (бхагаваитские) появились III–II в. в. до н.э. Зодчие в Индии вырубали храмы в монолитных скалах и пещерах, украшали скульптурными фризами открытые поверхности скал.

 В период правление династии Гуптов появилась новая архитектурная традиция, воплотившаяся в формах храмов. Сложилось два стиля храмовой архитектуры. Они отличались внешним видом башни перекрытия – шикхара. В северной индоарийской части страны, отдавали предпочтение башне гладкой пирамидальной формы.  С округлой вершиной, увенчанной острым шпилем (калаша), на плоском каменном диске (амалака). На юге утвердилась в архитектуре дравида-шикхара, которая вздымалась вверх ступенчатой пирамидой.

Южная Индия – музей храмовой архитектуры. В каждой области есть храм, с которым связана какая-нибудь легенда или там хранится статуя божества, его символ, обладающий чудодейственной силой. Внутри и снаружи храмы покрыты скульптурной резьбой, орнаментами, фигурами богов, героев, танцоров и музыкантов.  В реалистических картинках и символах показаны разные стороны жизни людей и богов. В храмах на юге Индии есть святилище и для супруги божества.  Храмы составляют неотъемлемую часть индийских пейзажей.

Особенностью индийских храмов является эротическая скульптура, что всегда озадачивает иностранцев с Запада, так как многие наслышаны о строгости нравов на Востоке, твердости божественных обетов и отказе от мирских радостей. Есть несколько предположений возникновения, главным из которых является то, что встреча мужчины и женщины на ложе любви – проявление служения богу со стороны обоих, то храмовые скульптуры образ достижения высшей духовности.

Ещё одной традицией в буддийской архитектуре стало возведение оград вокруг храмов и ступ. Ступа – ритуальное сооружение, известное во всех буддийских странах в миниатюрных и гигантских формах. «Ступа» в переводе с санскрита «вершина». Части ступы означают различные элементы: Основание – земля;  лестница – вода, полушария – огонь; шпиль – воздух, навершие – пространство. Ступа является вертикальной моделью мироздания. Но возможно и другое толкование: фундамент – омраченное состояние человека, лестница и купол – начало движения к Просветлению, шпиль – состояние бодхисатвы, постигшего Истину, навершие – полное осознание природы Будды в себе. Ограды украшают скульптурой и рельефными композициями. Тораны ступы в Санчи (I в. до н.э.) широко известны своими рельефами, составляющими единое целое с архитектурой. На рельефах предстают не только люди, но и животные, часто встречается растительный орнамент. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникающей жизни и энергии, одушевляющей все формы. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях – основные темы индийского искусства.

Среди сооружений выделяются чайтьи и вихары – общежития буддийских монахов. Скальные ансамбли Аджанты славятся своей живописью. Росписи стен сложны по содержанию, в композициях много персонажей. Линия, цвет, ритм, богатые сочетания и контрасты вызывают необычные эмоции. Краски как будто светятся в темноте. Возникает ощущение, что земное и небесное соединилось в этом храме. Искусство отражало более глубокую реальность, чем окружающий мир. Идеал красоты форм был рассчитан и измерен. В шильпа-шастрах указаны поза бога, изгиб тела, количество рук, оружие и предметы в руках, украшения и другие атрибуты. До тонкостей были продуманы жесты рук.

В Индии религия тесно связана с искусством танца. На протяжении многих веков танцы исполнялись храмовыми танцовщицами дэвидаси – «женами бога», махари – жрицами культа, искусными в танце, пении, музыке.

Основным символом буддизма являются лотос. В индуизме с ним также связаны имена некоторых богов. Он символизирует чистоту и совершенство. В глубокой древности лотос был важным продуктом питания, из его семян делали муку, в пищу также употреблялись корни, стебли и листья лотоса. Он является эмблемой солнца, космической силы, несущей жизнь, символом плодородия. В храмах скульптуры богов, как правило, восседают на тронах-лотосах. В искусстве часто встречаются медальоны и орнаменты с лотосом. Раскрывшийся лотос является эмблемой Индии.

Бирма

В Бирме буддизм по сей день остается государственной религией. Приход индийских культурных традиций во многом повлиял на развитие искусства в Бирме, это влияние четко прослеживается в архитектуре, но есть и свои отличительные особенности. Эпоха расцвета зодчества связана со столицей средневекового государства – Паганом. Знамениты своими формами и отделкой ступы Пагана. Буддийская ступа в Бирме, образцом которой является Швазандо (XI в.) состоит из кирпичной полусферы и стоящей над ней огороженной надстройки кубической формы, где находится камера для даров и святынь. На ней расположены сужающиеся к верху концентрические круги. Вся конструкция завершается конусообразным шпилем, с элементом тхи, напоминающем язычок пламени. Это украшение отличает бирманскую архитектуру.

   Для изобразительного искусства характерен растительный орнамент и элемент тхи. Распространены также орнаменты с изображением зверей (львов, обезьян, газелей, лебедей), небесных танцоров, карликов, макар. Макара – мифологическое морское чудовище, соединяющее в своем облике черты рыбы и крокодила или слона, его изображение часто используется в убранстве храмов, он считается хранителем учения Будды.

Древнейшими памятниками искусства являются огромные буддийские ступы дагобы. В отличие от индийской ступы дагоба не имеет ограды с воротами, с четырех сторон к ней пристроены вахалькады – небольшие сооружения кубической формы. В них расположены своеобразные «ложные двери» – проходы, символизирующие врата во Вселенную. Каждая вахалькада украшена стрелой с рельефами. Их расположение связано с разными периодами жизни Будды: восточная – с его рождением, южная – с просветлением, западная – с распространением буддизма, северная – с уходом Будды в нирвану.

Шри-Ланка.

Другой вид – небольшая ступа, установленная на платформе, к которой ведут лестницы с четырех сторон. Характерная деталь – лунный камень – полукруг, украшенный полосами рельефов вокруг изображения листа лотоса. Такая ступа (четия-гхара) – объект поклонения как напоминание о нирване Будды. Бодхи-гхара и асана-гхара – ещё два вида буддийской архитектуры в Шри-Ланке. Бодхи-гхара сооружение, возведенное вокруг дерева Бо. В асана-гхара почитается пустой трон – символ первой проповеди Будды. Эти буддийские символы играли большую роль в искусстве Индии, но лишь в Шри-Ланке были воплощены в архитектуре. В конце периода Анурадхапури возник новый тип сооружений – Дом Статуи для скульптур, изображающих Будду, здесь верующие размышляли об учении. Сидящий, стоящий и лежащий Будда – основные мотивы скульптуры Шри-Ланки.

Индонезия.

В Индонезии с распространением буддизма усилилось влияние индийской культуры. На о. Ява храм называют чанди. Он состоит из цоколя, святилища, где находится изображение божества, и пирамидальной кровли. С одной или с двух сторон расположен вход-портал. Рельефы, украшающие храм, размещены на портале, который завершается калой – маской, напоминающей львиную голову. Выдающимся памятником буддийской архитектуры является Боробудур – архитектурный комплекс в Центральной Яве (VIII–IX вв.). Боробудур олицетворяет гору богов Меру – центр Вселенной, а также символизирует восхождение наверх, отражая учение о пути к истине и просветлении. Этой идее вторит ступенчатое убранство ансамбля. В сценах на нижних ярусах – земная жизнь Будды. Рельефы, украшающие следующие ступени – изображения бодхисатв. Статуи сидящего Будды на круглых террасах – олицетворение духовного совершенства. Венчающая композицию большая ступа – высшая ступень познания мира. Перед посетителями разворачиваются страницы грандиозной иллюстрированной книги буддизма.

Япония.

Дзен начал играть особую роль в самурайской Японии с XVII в. Это учение породило целый ряд не существовавших до того и специфических для японской культуры видов искусств, а также придал традиционным занятиям творческую раскрепощенность сознания, сделав их похожими на «беззаботные странствия без знания дороги». Все это было названо «дзенскими искусствами»: каллиграфия, живопись, стихосложение, театр.

Дзен-буддизм предельно ритуализирован. Мир самурайской культуры, пронизанный дзенскими влияниями, глубоко символичен. Для японской культуры все связанное с дзен-буддизмом имеет символическое значение, т.к. представляет связь человека с небом. Возведение (поединка; воинской тренировки) всего самурайского образа жизни в символ, в особого рода театрализованную мистерию, придало столь характерный вид японским боевым искусствам: кэндо, айкидо, каратэ, сумо и т.д. По сути, все они носят театрализовано-игровой характер.

По учению дзен сама природа – «тело Будды» – живое и одухотворенное целое. Японское эстетическое направление моно-но аваре («чувство вещах») позволяет человеку очаровываться неживыми предметами. Искусственное и ненатуральное вдруг становится символом абсолютной естественности, природной изначальности, образом упорядоченной структуры мира. Именно эту функцию выполняют «сады камней» или «сухие сады». Ландшафтные парки и сады, предназначенные также для медитации, располагаются, как правило, при храмах и монастырях. Они занимают небольшие пространства. Основные элементы несут в себе определенную символику: деревья, кусты, крошечный прудик, островок, мостик, извилистая тропинка, разноцветный мох, но главное камни причудливых форм.

Традиционное японское «любование» каким-нибудь явлением – суть того же процесса обнаружения себя истинного в природе. Поэтов особенно вдохновляло любование луной (цукими), художники находили вдохновение в любовании «тихими снегами» (юхими) – не случайно засыпанная снегом деревушка часто становилась предметом живописи.

 Парадокс «любования» заключается в том, что за внешней формой может скрываться одно – пустота – основное понятие дзен-буддизма. Излюбленным дзенским изображением стал пустой, ничем не заполненный, одним взмахом кисти начертанный круг – его рисовали в ответ на просьбу изобразить себя истинного или нарисовать истину. Простота взывает к легкой незавершенности, допускаемому несовершенству, нежеланию человека приукрашивать естественность вещей. Что может быть проще всего лишь одного удара кистью по бумаге, когда странный и на первый взгляд непонятный росчерк на самом деле представляет собой изящную стихотворную строфу, а туманный размыв туши – изображение бурного горного потока? Именно на этой недоговоренности первоначально и основывалась живопись тушью – суши-э. Исток ее, как и большинства дзенских искусств лежал в Китае. Первыми авторами суши-э были дзенские монахи и самураи.

Искусство икебаны (жизнь цветов) восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества, который пришел в Японию вместе с буддизмом в VI в. В дзен - буддизме ветка или цветок имеют самостоятельное значение как объект созерцания, сосредоточения, размышления о существовании вселенной, природы и единстве её с человеком. В композиции должны присутствовать три основных уровня: символ неба, человека и земли. Самый высокий стебель – небо, расположен по вертикальной оси композиции, самый короткий или низко стелющийся обозначает землю, а средний, отклоненный в сторону, это человек. Искусство икебаны сейчас не обязательно связано с религией и часто практикуется как чисто светское. Без икебаны не обходится ни один праздничный интерьер, ни одно торжественное мероприятие.

Чай как напиток был известен в Китае задолго до Лао-Цзы. Однако только в Японии в связи с культурной атмосферой дзен - монастырей чайная церемония приобрела свои отточенные формы. Первоначально она имела смысл – понять свою природу, своё сердце. Сейчас смысл чайной церемонии, интеллектуальное и духовное общение людей разного происхождения, в обыденной жизни разделенных нормами этикета, титулами, рангами.

 Ламаизм и искусство.

Тибетское искусство тесно связано с буддизмом. Наибольшее влияние буддизм приобрел в XV–XVI вв. Светским и духовным правителем стал далай-лама (океан премудрости). Были возведены многочисленные монастыри – крупные архитектурные ансамбли на склонах гор, поднимающиеся уступчатыми террасами от склона к вершине. Плоские крыши храмов венчают золоченые бронзовые символы буддизма жалцаны – высокие цилиндрические сосуды со списками молитв внутри (знак торжества буддийской веры).  В храмах и дворцах особое место занимали произведения скульптуры и живописи. Изготовляли статуи и иконы в монастырях под руководством лам. Писать икону - танка считалось священнодействием: для этого выбирали благоприятные дни и часы, во время работы читали молитвы. Танка – вертикальная модель мироздания. Центральное божество окружено другими, при этом вверху изображения главное божество семейства, а внизу охранители как опора. Фигура главного божества обрамлялась сценами его подвигов.

В тибетскую литературу буддизм принес с собой индийскую литературную традицию – пояснять смысл высказывания на конкретных примерах, с помощью коротких историй – притч. Эти назидательные истории помогают получить правильный, с точки зрения буддизма, взгляд на жизнь.

Тибетские буддисты используют во время медитации предметы и изображения, которые символически выражают положения буддизма. К ним относятся изображения богов, Мандала, ваджра и колокольчик, ритуальные кинжалы, четки, молитвенные мельницы, ступы, колесо закона, колесо сансары, изображения лотоса.

Мандала – это многоплановое понятие. Это философская концепция буддийской вселенной, её горизонтальная модель. Это магическая диаграмма, используемая в медитации. Или это план храма, в котором находится самый главный Будда или Бодхисаттва, и вокруг него все остальные храмы.

Колесо Закона – символическое изображение учения Будды. Это круг с восьмью радиус - спицами, которые символизируют распространение учения по четырем основным и четырем промежуточным сторонам света. Он является символом совершенства. Изображение колеса Закона всегда помещают над входом в храм и подле него изображение двух ланей, первых свидетелей Просветления Будды.

Чтобы не сбиться со счета при произнесении мантр, буддисты пользуются четками. Они похожи на бусы, их носят на шее или на руке. Каждая бусина называется зерно, зерна нанизаны на нить, концы которой пропущены через одну большую и две маленькие бусины, символизирующие Будду и общину. Четки могут состоять из 108-ми зерен или из 18-ти зерен. 108 – священное число для древнеиндийской культуры. 18 зерен – это 18 учеников Будды.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.