Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Основные тенденции в европейской культуре 19 века: достижения и потери

 


Важным и необходимым этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30 — 40 гг. XVIII вв. Англии, а в конце XVIII — начале XIX вв. — во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны.

Промышленная революция была тесно связана с развитием науки.

Она опиралась на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и в свою очередь стимулировала новые крупные сдвиги в научных знаниях.

XIX в. – это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. В то же время связь естествознания с производством становилась теснее. Появились первые научные исследовательские лаборатории, работавшие на промышленность. Новые и новые научные открытия в различных областях естествознания все больше воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности.

Простой практический опыт все больше дополнялся теоретическим осмыслением производственных процессов и точным инженерным расчетом. Так, результаты изучения природы электричества явились теоретической основой развития электротехники, сделав возможным применение электроэнергии в системах связи, приводных устройствах рабочих машин, во многих технологических процессах различных предприятий, в создании ламп накаливания для освещения помещений и улиц.

Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и много другого составило переворот в науке и технике и имело громадное историческое значение,

Великие сдвиги, происходившие в XIX вв. развитии науки и техники, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства всех стран и народов европейского континента.

Эпоха становления капитализма — это и новая эпоха в развитии европейской художественной культуры. Именно в эту эпоху сформировались классицизм, романтизм, критический реализм и импрессионизм.

Буржуазная цивилизация к XIX веку достигла своей зрелости. Это время революций (во Франции (1848, 1870-71 гг.), Германии, Австро-Венгрии и подъема национального самосознания. Появляются международные пролетарские объединения (Интернационал), оформляется теория пролетарской революции (марксизм), крепнет рабочее движение.

В XIX веке развертывается промышленная революция, которая начинается со строительства железных дорог в Англии. Колониальная торговля создала основу для английской текстильной промышленности, металлургии. Под влиянием промышленной революции наука приобретает ярко выраженный практический характер. Так, фундаментальные открытия в области электромагнетизма (М. Фарадей, Дж. Максвелл, Г. Герц) приводят к возникновению новой отрасли - электротехники и радиотехники. Открыты политехнические школы, например, в Англии - Лондонский механический институт.

Исследование вещества дает материал для величайшего открытия: периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева (1869). Французский математик и физик Н. Карно формулирует первое и второе начала термодинамики (1824). В XIX веке бурно развивается математика. Крупнейшие математики XIX в. - Н. Г. Абель, Э. Галуа, О. Л. Коши, Н.И. Лобаческий, Б. Больцано и др.

Значительные успехи в XIX веке были достигнуты биологами. Немецкий биолог Т. Шванн в 1839 г. сформулировал клеточную теорию. На рубеже XVIII - XIX в. ученые У. Смит, Ж. Ламарк, Ж. Кювье приходят к осознанию существования доисторической жизни и необходимости особой науки, ее изучающей - палеонтологии. Переломным моментом в биологической науке стало развитие эволюционной теории, первое изложение которой принадлежит Ж.Б. Ламарку (1809), а окончательное учение об эволюции сформулировал Ч. Дарвин в своем главном труде «Происхождение видов путем естественного отбора».

Между тем, общее число образованных людей в Европе ограничено: в сер. XIX в. общее количество студентов во всех европейских странах - 40 тысяч человек. Только к концу века усиливается процесс демократизации образования.

В условиях снижения авторитетности католической церкви развертывается экспансия протестантских течений: баптизм, пресвитерианство, методизм, особенно в США. Активно распространяется ислам в странах черной Африки и Азии (Индия, северо-западный Китай).

К концу века крепнут тенденции эмансипации, обостряется борьба женщин за равноправие, что влечет за собой снижение рождаемости, установление контроля над ней, поздний возраст вступления в брак.

Рассмотрим сущность и содержание этих важнейших направлений в развитии европейской культуры.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) начал складываться еще в XVIII в., главным образом во французской культуре и отражал идеи французского абсолютизма. В XVIII в. классицизм был связан с буржуазным просвещением и выражал буржуазно-революционные устремления общества. Стиль классицизма, основывающийся на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов. Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.

К середине XIX в. классицизм переродился в буржуазный академизм и утратил свое значение.

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme, от ср.-век. romant — роман) — идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства.

Следует отметить, что романтизм сложился в условиях буржуазного строя, все больше и больше раскрывавшего не только свои положительные, но и отрицательные стороны и противоречия. Поэтому в творчестве представителей романтизма нашло отражение разочарование передовой интеллигенции буржуазными порядками, неприглядностями капиталистической действительности. Романтические герои литературных произведений или подвержены меланхолии, душевной тоске, мировой скорби, или это метущиеся свободолюбивые натуры, страдающие из-за разлада между высокими духовными устремлениями. И несовершенством общества.

Однако романтизм как явление культуры отличался исключительной многогранностью. В сфере художественного творчества он особенно ярко проявил себя в форме особого направления в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре.

Особенно яркое выражение романтизм получил в балете. Романтический балет сформировался во Франции на рубеже второй трети XIX в. и получил распространение во всей Европе. С утверждением романтизма в балетном спектакле главенствующее положение заняла танцовщица, получила развитие прыжковая техника, возникла техника танца на пальцах, что открыло новые выразительные возможности. Одна из самых ярких представительниц этого направления в балете – Мария Тальони (1804 –1884).

Кроме того, романтизм представлял собой форму идеологии: особое романтическое направление, сложившееся в области философско-эстетических идей, политической экономии и исторической науки.

Таким образом, в целом романтизм способствовал более углубленному философскому познанию, многостороннему художественному обобщению процесса развития человека и мира со всеми свойственными им противоречиями. Он обогатил мировую культуру непреходящими по своему значению духовными ценностями и проложил новые пути для ее развития.

РЕАЛИЗМ утверждается в 30 – 40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм в литературе и искусстве – это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан НАТУРАЛИЗМ.

Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-х гг. XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 – 1902). В своем главном труде – двадцатитомной серии романов (Ругон Маккары) Золя нарисовал широкую панораму французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. Другими известными представителями натурализма в литературе были: французы братья Эдмонд (1822 – 1896) и Жюль (1830 – 1870) Гонкур, немцы Арно Хольц (1863 – 1929), Герхард Гауптман (1862 – 1946), американцы Стивен Крейн (1871 – 1990), Фрэнк Норрис (1870 – 1902) и бельгиец Камиль Лемонье (1844 – 1919).

Натурализм как стиль художественного творчества нашел свое отражение не только в литературе, но и в других направлениях мировой культуры. Так, например, в театральном искусстве с натуралистических позиций выступали французский режиссер Андре Антуан (1858 – 1943) и немецкий режиссер Отто Брам (1856 – 1912), а в живописи – французские художники Эдуард Мане (1832 – 1883), Константен Менье (1831 – 1905) и немецкая художница Кете Кольвиц (1867 – 1945).

Натуралистическое направление в искусстве было неоднородным. Наряду с реалистическими, демократическими чертами нередко проступали тенденции декадентства, со свойственными ему безнадежностью, аморализмом, упадком духа.

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось направление в искусстве – ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression – впечатление). Его история сравнительно кратковременная – всего 12 лет (от первой выставки картин, 1874, до восьмой, 1886 г.). Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне (1840 – 1926), Огюст Ренуар (1841 – 1919), Эдгар Дега (1834 – 1917), Камиль Писсаро (1830 – 1903), Берт Моризо и др. Они объединились для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой (первой успешной) выставки это группа распалась, исчерпав возможности развития как системы единого направления в живописи.

Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на другие виды искусства, в частности, на скульптуру. Так, современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюспг Роден (1840 – 1917). Его драматическое, страстное, героически возвышенное искусство прославляло красоту и благородство человека (скульптуры Граждане Кале, Поцелуй, Мыслитель и др.).

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМЕ. Яркими представителями этого направления были три художника: французы П.Сезанн, В.Ван Гог и голландец П.Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Но каждый из них представлял собой яркую творческую индивидуальность и оставил свой собственный след в искусстве.

Так, Поль Сезанн (1839 – 1906) в своих портретах, натюрмортах, пейзажах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизмененные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм. Это нашло отражение в картинах Берега Марны, Персики и груша и др.

Поль Гоген (1848 – 1906), являвшийся одним из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения цвета и линий. Он стремился своим искусством раскрыть темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы (картины Брод, А, ты ревнуешь?).

Своеобразным было изобразительное искусство Винсента Ван Гога (1853 – 1890). В его живописи просматриваются два периода: первая половина 80-х годов и последние три года жизни, когда он был тяжело болен. Для живописи первого периода характерны эмоциональность, остродраматическое восприятие жизни, социальный протест, сочувствие людям труда. С 1888 г. в творчестве художника преобладают трагические образы, болезненно экспрессивный стиль, контрасты цвета, порывистый ритм, свободная динамика мазка (картины Ночное кафе, Пейзаж в Овере после дождя).

Постимпрессионисты Сезанн, Ван Гог и Гоген оказали большое влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX – XX вв.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: