Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Философские и политические идеи эпохи просвещения. Европейские просветители

 


 Эпоха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры. Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789). Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о неоднородности, глубоких отличиях и специфике проявления идей Просвещения в разных странах.

Европейское Просвещение - вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно вести речь об изменениях в сознании огромной массы людей. Они, по словам Канта, вышли из состояния своего несовершеннолетия и были захвачены потоком новых идей, что привело к рождению нового типа культуры.
Культура эпохи европейского Просвещения имеет ряд специфических черт.

Во-первых, для нее характерен деизм {учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу. Проявляется стремление освободить религию от церковного учения и слепой веры и вывести ее из естественного знания. 

Во-вторых, апелляция просветителей к природе привела к космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. С самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считался скорее абстрактный человек, но отнюдь не Родина (Э. Фагэ). В умах писателей эпохи Просвещения все чаще возникает мысль о единстве человечества и культуры.

На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание Восточная библиотека. В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание Сказок тысячи и одной ночи, вызвавшее множество подражаний. Однако еще более важными были попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческого рода. Итальянский просветитель Вико говорил: В природе существует один умственный язык, общий для всех народов. Просветители исходили из представлений об универсальности разума и единстве человеческой природы. Немецкий учёный Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник Голоса народов в их песнях. Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: Какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!

В-третьих, культуре эпохи Просвещения присуща научность. К началу XVIII в. естествознание переживало своеобразное возрождение. Ученые середины XVIII в. стремились объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, - подчеркивает В.И. Вернадский, - окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией. То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. Здесь на историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.

В-четвертых, с научным духом связана такая черта культуры эпохи Просвещения, как рационализм {недаром Просвещение называют веком разума). Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Рационализм - основополагающая черта культуры эпохи Просвещения. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII веке стал главной культурной идеей. Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе - от Петербурга до Кадиса.

В-пятых, определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с понятием разума. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция вера в прогресс через разум, определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий.

В-шестых, для культуры просветителей характерна абсолютизация значения воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей - и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Спалив и уничтожив плоды прошлого, XVIII век вынужден был все отыскивать и устраивать заново. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о врожденных идеях. В противовес ему Локк утверждал, что не существует врожденных идей, а поэтому нет и людей голубой крови, претендующих на особые права и преимущества. Произведение Джона Локка Опыт о человеческом разуме стало своего рода манифестом эпохи Просвещения. Его мысли о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу многих философских, социологических и идеологических идей Просвещения. Все просветители были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум - главный критерий истины и справедливости.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: