Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Культура европейского средневековья.

 


Эпоха  Средневековья — более  чем тысячелетний пе- риод становления и развития культуры  человеческо- го общества от крушения греко-римской античности до Нового времени, совпадающий с существованием в За- падной Европе  феодализма.

История  свидетельствует, что  развитие  человечества во всех  регионах  происходит от архаического состояния  еди- нения с природой в родовом обществе в направлении созда- ния  современного индустриального и постиндустриального общества.  Это  развитие  осуществляется  в долгом   и  труд- ном  процессе культурно-исторического самосозидания об- щественных форм  жизни человека через  разложение пер- воначальных природных форм  её  организации в условиях родоплеменной  общности и  творчества новых  культурных форм в условиях цивилизации. Однако, являясь магистраль- ным  направлением  развития человечества, он  происходил в различных регионах  в силу  множества причин  в разных формах  и с разной степенью интенсивности,  породив два типа древних  цивилизаций — восточные и античную (гре- ко-римскую).

Восточные цивилизации  базировались преимуществен- но на государственной собственности на основные средства производства,   обусловившей  невозможность  выделения индивида из родоплеменной общности, позднее соседской, территориальной общины,  а  также   полную   зависимость всех  проживающих на  определенной территории от  цен- тральной государственной власти.  Античность же  породи- ла частную  собственность и относительную независимость

 производителей как  основу  индивидуальной самостоятель- ности личности и становления договорных отношений в об- ществе.

Крушение античной цивилизации, произошедшее вслед- ствие  исчерпания внутренних ресурсов  развития античного рабства  и империализма и под ударами  варварских племен (взятие  Рима готами в 41О г., вандалами в 455 г., наконец, гер- манским наемником Одоакром в 476 г.), знаменовало конец Западной Римской империи, а вместе  с нею всего предыду- щего этапа  культурно-исторического развития.  На длитель- ный  период  времени Западная Европа  погрузилась в хаос смешения германских племен  (алеманы,  тевтоны, англы, саксы, вандалы, готы,  бургунды, франки, лангобарды), во многом  ещё стоявших на уровне общинного уклада жизни — с военной демократией и вождями во главе, с остатками рим- ской цивилизации.

Мир  «варваров», как  называли полудикие племена гер- манцев римляне,  значительно уступал  греко-римскому с точки   зрения  наличия  гражданской,  политико-правовой и духовной  культуры, но  обладал  большей жизнеспособно- стью.  На долгое время  здесь исчезли государственные обра- зования, крупные города были  разрушены, и весь этот мир раскололся и раздробился на мелкие  части.  Народы бывшей империи были  отброшены из цивилизованного состояния далеко  назад, к догосударственному существованию и пери- оду разложения родового  общества, и им предстояло заново пройти нелегкий путь становления первичных государств  и основ цивилизации.

Единственной уцелевшей от прежнего мира силой, обла- давшей  централизованной организацией и духовным  влия- нием, оказалась христианская церковь во главе  с римским патриархом, что  обусловило её роль  в становлении нового порядка и её возвышение, обретение политического веса и власти  на всей территории Западной Европы.

Однако столетия существования античной цивилизации не могли пройти даром для народов Европы. Они обусловили

 характер   западноевропейского   феодализма   прежде   все- го частной  собственностью  на землю,  навыками  управле- ния  государством,  развитым  договорным  правом,  наличи- ем христианской  религии и церкви,  а также доставшейся от античности  философией. Это позволило  западноевропей- скому феодализму в ускоренном темпе пройти этап станов- ления  новой  цивилизации, в ходе которого сложилась со- циальная  структура феодального  общества  и  способы  его жизнедеятельности, позволяющие характеризовать запад- ноевропейский феодализм как законченный целостный культурно-исторический  тип  — романо-германская  хри- стианская цивилизация.

Другие средневековые  цивилизации — арабо-мусульман- ская, византийская, восточные — вследствие засилья там па- триархально-родовых и даже рабовладельческих отношений, их переплетения  с феодальными,  оказались  гораздо менее динамичными и продуктивными  в культурно-историческом процессе движения  человечества к современному обществу. Присущие  им типологические  характеристики  — государ- ственная  собственность  на землю, стремление  к политиче- скому централизму,  деспотизм  власти и бесправие  поддан- ных, доминирование общинных  обычаев и традиций  — на длительное время затормозили  становление этих цивилиза- ций и обусловили,  в конечном  счете, их историческое  от- ставание от западноевропейского мира. Поэтому в истории мировой  культуры Средневековье  представляет  именно  за- падноевропейский феодализм как реализующий закономер- ности становления культурно-исторического развития чело- вечества в наиболее чистом, классическом  виде.

Существуют  различные   способы   периодизации  эпо- хи Средневековья.  Наиболее приемлемой выглядит пе- риодизация,  в основу которой  положен  принцип  цикли- ческого развития феодального общества: становление феодализма,  зрелый феодализм,  кризис  феодальных обще- ственных отношений.  Первый период соответствует раннему

 

Средневековью  (У—ХI в.), второй — зрелому (ХН-ХIУВ. ) И третий — позднему Средневековью  (ХУ—ХУII в.), совпадаю- щему по содержанию с эпохой Возрождения и Реформации.

43. Массовая и элитарная культура

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.
Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.
Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным. Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру: «Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеет читать и писать, т. е. образованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образованное меньшинство и становится носителем национальной культуры».
Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный, характер. Впервые применяются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда срок 50 лет. С таким опозданием образцы высшей художественной культуры опережают свое время.
Когда большевики пришли в 1917 году к власти, первым делом они постарались сократить культурное запаздывание, призвав всех художников не увлекаться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», приписав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но, как потом оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что художник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня примитивного сознания, вторая требует от неграмотного, полуобразованного крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, постоянно учиться и совершенствоваться.
Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставаться чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время — творчески созреть. За 50 лет любое авангардное и необычное произведение успевает превратиться чуть ли не в ретроградное, консервативное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, становится модой чуть ли не на следующий день.

Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула Э.К. — «искусство для искусства». Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: