Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Морфология культуры

 


Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную. Подобное разделение не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, является субстратно материальным, но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах определенную символическую информацию.
Я исхожу из разработанной еще философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры на обыденную и специализированную. Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов). Но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.
Я выделяю четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности представленью следующими областями социальной практики:
а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
— хозяйственная; —правовая культура; —политическая

б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:
— философская культура (специализированная — труды специалистов-философов; обыденная — здравый смысл обыденных представлений о мире);— научная культура (специализированная — профессиональная наука; обыденная — повседневные рациональные знания о мире); — религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозные учения; обыденная —мистика, бытовая магия); — художественная культура (специализированная — построенное на специальном образовании; обыденная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство);
в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации: — культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме); —культура массовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама; обыденная — слухи, сплетни и т. п.); — информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек; обыденная — предания, верования);— культура межпоколенной трансляции социального опыта(специализированная — система среднего и высшего образования; обыденная —система домашнего воспитания, «дворовые» компании);
г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека:
— сексуальная культура (существует только в обыденных формах); —культура физического развития (специализированная — профессиональный; обыденная — физкультура, массовый спортивный туризм); — культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; обыденная —самолечение, знахарство и пр.); — культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система питания и пр.; четкое разделение на специализированную и обыденную составляющие здесь, видимо, возможно, но затруднительно); — культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека (специализированная — система организованного досуга; обыденная — неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр.).
Представляется, что подобная (видимо, далеко не полная и еще нуждающаяся в развитии и дополнении) классификация морфологической структуры культуры серьезно продвигает наши представления о сущности этого явления, развенчивает некоторые мифы о сугубой духовности всего, что манифестируется термином «культура». 18.Ценностная природа культуры.

Часто культуру определяют именно через ценностные ориентации.

Однако само понятие ценности употребляется в современной философской литературе в различных значениях.

Ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления.

Ценностей ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении.

Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни ему дороги. Однако многие духовные абсолюты у людей одинаковы. О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую жизненную ориентацию философы называли ценностью. Это и есть то, без чего человек не смыслит полноценной жизни. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека. В ценностях заложено отношение человека к тому, что он творит.

Ценности, стало быть, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни. Они могут быть идеалами, смыслами жизни.

Ценности также более подвижны, нежели культурно-исторические стандарты. В рамках одной культуры может произойти смена ценностных ориентаций.

Ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования.

Ценность - это скорее личностное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.

Процесс смены ценностей, как правило, длителен. К тому же ценностные ориентации могут возрождаться, обретать новое звучание в другую эпоху. С этой точки зрения культура человечества обладает неким фондом абсолютов и святынь. Речь идет о проблемах долга, любви, жертвы, трагедии, героизма, смерти. Разумеется, поведение человека в этих ситуациях далеко не одинаково.

Люди по-разному относятся к жизни и даже к самой ее ценности, к труду, к преобразованию бытия как к смыслу человеческого существования, к радостям жизни, к нравственным нормам. Иногда возникает иллюзия, будто ценностные ориентации носят вечный, внеисторический характер. Однако это не так. В каждой культуре рождаются, расцветают и умирают свои ценностные ориентации.

Каждый человек не просто выбирает ценности. Он придает им различную значимость, то есть выстраивает в определенной иерархической системе. Некоторые святыни сопровождают историю человеческого рода от самых истоков. Без них человечество не было бы тем, чем оно является. Эти ценности сохраняют в себе статус всечеловеческого. Святость жизни, достоинство свободы, немеркнущий свет красоты, неиссякаемый исток добра….

Истина, Добро, Красота. Вера, Надежда, Любовь. В этих двух триадах испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека.

В разное время эти универсальные ценности могут восприниматься внутри конкретной иерархии. У древних мыслителей в триединстве Истины, Добра и Красоты на первом месте было Добро, в Новое время - Истина. Наш русский писатель Федор Достоевский устами одного из своих персонажей возвестил: “Красота спасет мир”.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: