Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Культура и общество.

 


Существуют три основных формы бытия: - человек, общество, природа. Культура как особая форма бытия обслуживает все эти формы и тесно взаимосвязана с ними.
Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, так как культура общества определяет его развитие. Общество влияет на культуру и это находит свое отражение в таком явлении, как субкультура.
Приставка «суб» означает принадлежность к чему-либо, выражает отношение части и целого, т.е. субкультура – это часть культуры общества.
Субкультуры – это часть культуры общества в зависимости от возрастных, профессиональных, территориальных и других особенностей той или иной группы людей. Субкультуры – это историческое явление. Социально однородное первобытное общество порождало гомогенные типы культуры, единый тип для всех членов общества. Общество гетерогенное порождает различные субкультуры в целостном культурном пространстве.
М.С. Каган выделяет 4 типа субкультур в культуре средневековья:
1) «Храма и монастыря» - это культура, характерная для духовенства, народа, аскетическая, антигедонистическая.
2) «Замка и дворца» - это рыцарская, придворно-аристократическая, гедонистическая культура.
3) «Средневекового города» - это культура торговцев, ремесленников, нарождающейся буржуазии и интеллигенции.
4) «Села и хутора» - это крестьянская культура, характеризуется тесной связью с природой, языческими верованиями.
В современном обществе различных субкультур великое множество, что связано с дифференциацией и усложнением общества.
Типология субкультур:
- по возрастному признаку
- по территориальному
- по профессиональному
- по классовому
-по месту в обществе
Каждая субкультура сохраняет в себе присущее культуре ядро (менталитет, ценности, ККМ). В то же время субкультуры отличаются друг от друга:
- нормами, регулирующими отношения между людьми
- особенностями жизнедеятельности, истории, быта
- идеологическими различиями
Наиболее разнообразными и многочисленными субкультурами являются молодежные. Выделяют следующие молодежные субкультуры:
- рокеры
- скинхеды
- панки
- хиппи
Другую типологию субкультур предлагает Багдасарян:
1) «Мажоры» - выходцы из состоятельных семей с солидными связями, ориентированные на красивую жизнь.
2) «Яппи» - молодые люди из семей среднего достатка, ориентированные на карьеру и образование, для которых характерен практицизм, опрятность, здоровый образ жизни.
3) «Люберы» (гопники) – выходцы из неблагополучных семей, которые объединяются в группы с жесткой дисциплиной, культ силы, связаны с уголовным миром.


2. Контркультура.
Контркультура - это понятие, не тождественное понятию «субкультура», потому что контркультура может охватывать разные группы общества; не тождественно понятию «бескультурье», так как контркультура несет в себе и положительные черты.
Контркультура – это совокупность социально-культурных установок и ориентаций, противопоставленных официальной культуре общества. Если официальной культуре присущи такие ценности, как государство, власть, образование, религия, искусство, то для КК характерны анархия, аполитичность, нетрадиционные формы искусства, нетрадиционные формы религии.
КК возникает в кризисные моменты жизни общества как протест против бездуховности, мещанства, накопительства, лицемерия, ханжества, старшего поколения.
Основные функции КК:
- разрушительная, так как она ограничивает официальную культуру
- деструктивная, связанная с разрушением вечных ценностей
- революционирующая, обновляющая функция, так как КК ведет к обновлению культуры общества.
Теоретическое обоснование КК-ным явлениям дал Ницше. Он пишет о внутренней противоречивости любой культуры, которая включает в себя два начала:
- Аполлоновское. Символизирует умеренность, покой, стремление к развитию и гармонии.
- Диониссийское. Стихия бурной жизни, перемены, непокоя.
Культура развивается благодаря противоборству этих двух начал. Молодежный протест – это проявление диониссийского начала в культуре, стихия обновления. Преобладание аполлоновского начала порождает догматизм, формализм, застой в общественной жизни.

Осн. соц. ф-ции к-ры:

1. познавательная. Ее выполн. фил-я, наука, иск-во. Научн. и худ. позн-е имеют свои особ-ти, они не дублируют, а дополняют и обогащают др. др. Наука изуч. в явл-ях и предметах общ. и необх-е, она стрем-ся за явл-ми обнаруж. сущность, за сов-тью фактов - законом-ти разв-я. Осн. задачи науки - это обьяснение и предсказ-е. Научн. зн-е сконцентрир. в понятиях, категориях, принц-х, законах, кот. приним. формализов-й хар-р. Худ. позн-е явл-ся образным и наглядным. С пом-ю иск-ва мы познаем разл. ист. эпохи, человека, его дух. мир и психологию.

2. функция ист. преемств-ти. Накопл-е, сохран-е и передача соц.опыта. Благ. к-ре, соц. опыт передается как от 1 покол-я др., так и в пределах жизни одного покол-я м/у странами и народами. К-ра - это ист. память чел-ва.

3. коммуникативная. Должна сущ-ть пост., устойчивая, разностор-я и мобильн. сис-ма коммун-й. Общая теория комм-й Маклюэна: разв-е ср-в комм-и опр. общ. хар-р к-ры и смену ист. эпох. Типы к-ры: устн. речи, уст. прод-и; письм. и печатн. прод-и; электр. тип к-ры. Классиф-я типов комм-й: традиц-й(в локальн., сельск. среде) , функц-но-ролевой(в город. среде, в усл-ях значит. дифференц-ти видорв деят-ти и образа жизни) , массовый(в совр. масс. общ-ве, озн. распр-е инф-и одноврем. для больш. числа людей) .

4. интегративная. К-ры явл. важн. фактором, обесп. целостность и уст-ть общ-ва. В роли консолид-го фактора выступ. такие эл-ты к-ры, как язык, символы, ценн-ти, нормы к-ры.

5. социализирующая. К-ра способств. формир-ю соц. кач-в, св-в, навыков, приобщ. чел-ка к существ-м в общ-ве ценн-тям, нормам, традициям.

6. регулятивная. К-ра регулирует повед-е чел-ка, отн-я м/у людьми.

7. эгоистическая. Способств. творч. деят-ти чел-ка, разв-ю воображ-я, мышл-я,интуиции, оценочн. деят-ти.

8. компесаторная. Важная форма компенсации - праздник. Ее выполняют иск-во и религия. Религ. дает чел-ку иллюзорн. надежду и утешение. Происх. мним. снятие противоречий и конфликтов. Важным явл-ся психол. аспект комп. ф-ции религии, кот. наиб. отчетливо проявл-ся в покаянии и молит

Предыдущие материалы: Следующие материалы: