Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Культурно-биологическая специфика человека

 


 

Человек и культура находятся в неразрывном единстве: нет человека до ' или вне культуры, нет культуры до или вне человека. Наше мышление, язык, внешний вид и поступки - это феномены культуры, и создателем их является человек. Но и сам человек есть результат воздействия на него культуры. Степень участия в создании культуры определяется количеством и качеством потребляемой культуры, готовящей человека к культуротворческой деятельности, то есть определяется индивидуальной культурой человека. А индивидуальностью его делают накопленный опыт, приобретенные знания и умения, разбуженные и развитые чувства (они всегда уникальны и непередаваемы), соразмерные накопленному опыту. На этого человека, возделанного культурой, творящего культуру, человека культурного мы и попробуем посмотреть, используя такой метод социального познания как моделирование.

Культура - это то, что делает человека человеком. Как вторая, искусственная природа, культура связана с человеческой деятельностью: она есть результат деятельности, процесс и организация этой деятельности, отношения, которые складываются в процессе деятельности между людьми, к природе и самому себе.

С тех пор как человек выделился из мира природы, с тех пор как стал осознавать себя, он пытается ответить на вопрос: Что есть человек? Что составляет его родовую сущность? На этот вопрос отвечали мыслители всех времен. Они называли человека общественным животным (Аристотель); божьей тварью (теологи); человеком разумным (К. Линней); существом говорящим (И. Гердер); играющим (Ф. Шиллер); экономическим (Р. Дарендорф) и т.д. Каждое из этих определений фиксирует определенную чергу пли особенность человека, но не охватывает его полностью - сущность человека оказывается недоступной.

В XX веке некоторые исследователи предприняли попытку определить человека через способ существования, охватывающий и его мышление, и труд, и речь, и общение, и пришли к формуле человек деятельным. Мы можем уточнить; человек, культурный, ведь деятельность - это главный источник культуры. Через деятельность человек, осваивает и творит ее. В процессе деятельности человек выступает как некое единство субъект объектных отношений (человек как субъект культуры + человек как объект культуры = кулыура личности).

Человек не рождается с уже готовыми знаниями, умениями, навыками. Всем этим он овладевает. Культура - это та жизненная среда, которую создает человек и которая формирует человека. Она не существует где-то вне человека, вне человеческих общностей. Для ребенка, только что родившегося, культура - уже готовый мир, в который он погружается и который его формирует. Ребенок овладевает речью, способностью прямохождения, свободой ориентации в пространстве. Затем основной формирующей становится художественное общение (сказки, рисование, песни, игры и т.д.), развивающее воображение. Далее доминантой становится познание мира и развитие абстрактного мышления. Из биологического существа ребенок превращается в разумное существо, способно», к труду и творчеству. От того, насколько он овладел уже созданной культурой, зависит его культуротворческая деятельность. Деятельности человека как субъекта (творца культуры) предшествует деятельность как объекта (потребителя) культуры.

Культура готовит человека к творческой деятельности: взращивает, воспитывает, образовывает его. Культурный человек - это человек образованный, усвоивший достижения предшествующих эпох, готовый к культуро-творческой созидательной деятельности.

Культурный человек - это потребитель, носитель и творец культуры.

У человека, потребляющего культуру, вырабатывается избирательное отношение к вещам и предметам деятельности, формируется эстетический • вкус, стремление к знаниям, желание реализовать себя в неких новациях и т.д.

Культурный человек — это человек, впитавший в себя уже созданную культуру, это образованный культурой человек, ставший носителем ценностей и идеалов определенной эпохи, готовый к творчеству. Культурный человек, являясь носителем культуры, олицетворяет собой свою эпоху и творит ее. В ходе истории культура непрерывно изменяется по своему содержанию и формам проявления (как результат кудьтуротворческой деятельности), соответственно изменяется и сам человек, .носитель и творец культуры.

Через различные социальные механизмы и институты человек осваивает необходимые производственные навыки, практические знания о естественной и социальной среде, культурные ценности и нормы, то есть необходимый в данном обществе социокультурный опыт. Социализация человека осуществляется через систему воспитания и образования. Особенности социализации зависят от исторически конкретной социально-экономической структуры и преобладающего типа культуры.

В современном обществе индивид получает возможность широкого выбора осваиваемых ценностей из культурного наследия и из современной культуры. Семья, друзья, школа и т.д. определяют содержание мировоззрения, знаний, опыта, идеалов, интересов индивида. Огромное значение для особенностей социализации, имеет классовая принадлежность индивида. В результате потребления культуры индивид становится личностью. В ней ценности, нормы, знания и вера превращаются в поведение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям и к миру в целом.

Социально однородное первобытное общество рождает тип культуры, единый для всех его членов. А общество социально неоднородное формирует разные субкультуры в целостном культурном пространстве.

В средневековой культуре Европы различают четыре культурных слоя (субкультуры): крестьянский фольклорный, во многом сохраняющий традиции языческой культуры первобытности, религиозную субкультуру храма и монастыря; светскую субкультуру замка и дворца (рыцарская, придворно-аристократическая, политизированная, этизированная, эстетизированная), субкультуру города (бюргерская культура ремесленников, торговцев, представителей интеллигенции).

Биология человека представляет собой высший продукт биологической эволюции. Видовые специфические морфофизиологические признаки делают его хорошо приспособленным к существованию в техносфере и в сложной социальной среде. Несмотря на ускоряющиеся темпы изменения условий социальной жизни, человек как вид быстро приспосабливается к этим условиям.

Человечество становится мощной геологической силой. Масштабы его воздействия на природу сравнимы с размером естественных планетарных процессов. Еще в 30-е годы нашего столетия академик А. Е. Ферсман писал, что человек – грандиозный геохимический агент. Человек преобразует лик земли, являясь новым, выступающим на арену истории геологическим фактором. Создавая ноосферу, человечество изменяет естественные компоненты окружающей среды, что приводит к разного рода последствиям, в том числе и отрицательным, для действия биологических законов, регулирующих существование человеческого вида. Все более насущными, как не раз подчеркивалось в научной и публицистической литературе, становятся социальные проблемы регуляции жизнедеятельности человека как вида. Это – экологическая проблема сохранения физико-химических констант среды, необходимых для развития человека, его индивидной организации; демографическая проблема численного состава народонаселения и регуляции полового диморфизма; генетическая проблема лечения наследственных форм патологии, включая психические формы; изучение природы человеческой активности и ее направленности.

Уступая в большинстве биологических функций животным, человек имеет преимущество в том, что его биологическая организация в целом характеризуется универсальной приспособленностью к многообразным и сложным формам жизнедеятельности в социальной среде. Человеческий вид сохраняет внутренние неограниченные возможности прогресса за счет накопления комплекса приспособлений, имеющих универсальное значение. На нейродинамическом уровне, включая вторую сигнальную систему, человек характеризуется качественно новой ориентацией в окружающей среде на основе обобщенного и абстрактного уровня отражения, что создает неограниченные возможности для прогресса в познавательной сфере и для его жизнедеятельности в целом.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: