Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Объект, предмет, и структура  культурологии.

 


В XX веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней через философию культуры. Связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания, а в отдельных культурологических дисциплинах - под сильным воздействием философии.

Философствование с конца XIX века осуществляется все чаще в форме философии культуры (в свою очередь генерирующей идеи), из которой возникает теория культуры (культурология). Суть этих изменений - в переходе от рефлексии к описанию, от символики культуры к ее систематике, от критики оснований культуры, к моделированию культурного процесса, его прогнозированию и проектированию. В отличие от существовавших ранее и продолжавших свое развитие философских теорий культуры появляются конкретные исследования культуры, опирающиеся на этнографический материал и данные так называемой полевой антропологии.

Таким образом, культурология сложилась как гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры. В ее структуре выделяют следующие составляющие:

o Объект;

o Предмет;

o Содержание;

o Категории;

o Принципы;

o Методы;

o Законы;

o Функции.

Объектом культурологического исследования являются: Культурные аспекты различных областей общественной жизни; особенности и достижения основных культурно-исторических типов; тенденции и процессы в современной социо-культурной среде

Предмет культурологии. Под предметом понимается совокупность понятий, при помощи которой культурология описывает изучаемую ею объективную реальность:

  • различные культурсодержащие процессы и явления, связанные отношениями в обществе;
  • специфика локальных региональных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов;
  • сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества;
  • особенности и специфика современной цивилизации, основные тенденции ее развития.

Содержание культурологии как науки представлено следующими аспектами:

  • анализ культуры как системы культурных феноменов;
  • выявление типов связей между элементами культуры;
  • разрушение проблем социокультурной динамики;
  • исследование ментального содержания культуры;
  • исследование типологии культур и культурных единиц;
  • исследование культурных кодов и коммуникаций.

Категории культурологии. Категории это основные логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи и отношения предметов явлений действительности.

Среди категорий культурологи выделяют следующие:

  • категории социальных и гуманитарных наук;
  • категории наук, находящиеся на стыке с культурологией;
  • собственные категории (культура, цивилизация, культурная картина мира, менталитет, ментальность и т.д.)

К принципам изучения культуры относят два: это принцип культурно-исторического подхода, означающий что, все явления, события, факты культурного процесса должны рассматриваться в контексте соответствующего периода и тех условий (социальных, политических, нравственно-психологических и т.д.), в которых они происходили; и принцип целостности - изучение любого этапа, периода в развитии культуры должно непременно включать в себя все, без исключения, многообразие явлений, событий, фактов культурного процесса

К методам изучения культуры в культурологии относят:

  • историко-типологический (диахронический, синхронический), позволяет вычленить в развитии культуры устойчивые типы, проследить их субординацию, историческую динамику;
  • историко-генетический, связан с рассмотрением того или иного культурного феномена в контекстах его пространственно-временных изменений;
  • сравнительно-исторический, нацелен на сопоставление различных культур или отдельных феноменов, структур, явлений культуры;
  • структурно-функциональный, позволяет не только исследовать стабильные элементы, обеспечивающие специфику структурных систем культуры, но и те функции, которые выполняет культура в целом или ее отдельные элементы;
  • семантический, изучает культуру как знаковую систему;
  • феноменологический, это исследование априорных структур человеческого существования, культуры;
  • герменевтический, истолкование смыслов трудно интерпретируемых текстов. Особое значение имеет обращение к понятию текст. (учение о принципах интерпретации, искусство понимания как постижение смысла и значения)

В исследовании культуры придерживаются законов развития культуры:

1. Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества, она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества, все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны.

2. Закон взаимодействия и сотрудничества различных культур. В закономерности взаимодействия и сотрудничества различных культур ведущим является стремление создать лучшие условия для бытия человека, возвысить его интеллектуальные, духовные и нравственные силы;

3. Закон преемственности в развитии культуры. Преемственность - основа развития культуры, а потому так же отражает ее важнейшую объективную закономерность;

4. Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Каждой исторической эпохе присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох происходит изменение типов культуры - одни уходят, другие приходят на смену им, так проявляется прерывность в развитии культуры.
Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, то есть присутствующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.
Поэтому: прерывность носит относительный, а непрерывность абсолютный характер.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: