Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Культура Древних цивилизаций (их общая характеристика).

 


Жизнь первобытных народов эпохи Архаики подчинена традициям, пронизана ритуальностью и была мало пригодной к изменениям. Вековое постоянство жизненного уклада первобытных племен вполне соответствовало относительному постоянству природно-климатических условий на освоенных ими территориях. Когда же условия существования ухудшались – по причине исчерпанности пищевых ресурсов или изменений климата, – то первобытные коллективы отвечали на этот вызов природы переселением в районы с более благоприятными условиями существования.

Мы не знаем, сколько первобытных племен погибли, не выдержав тягот миграции (migro – лат. переходить, переселяться) или, наоборот, в столкновениях с гонимыми голодом пришельцами, и сколько таких племен, достигнув новых краев, рассеялись среди местного населения. Но мы знаем по крайней мере две местности на Земле – в долине реки Нил и в нижнем течении рек Тигр и Евфрат, – где на вызов судьбы впервые был дан более сильный ответ: к концу IV тысячелетия до нашей эры здесь стал складываться новый тип человеческой коллективности, с культурой и цивилизацией, которые принято обозначать теперь как эпоха Древности.

Основным признаком наступления Древности является возникновение государств. Сравним. В эпоху Архаики любая общность основывалась на кровнородственных связях (семья, род, племя и т. п.), то есть на признаке безусловно биологическом, хотя и осмысленном по-человечески посредством мифа. В эпоху Древности начали утверждаться внебиологические основания человеческих союзов – соседство, совместное владение, сотрудничество. Эти новые принципы позволяли интегрировать гораздо более обширные и разнообразные общности, способные к решению небывало трудоемких хозяйственных задач.

Первые государственные образования возникли на берегах Нила и в долинах Двуречья в процессе строительства оросительных систем. Сооружение дамб и водораспределительных каналов было новым видом деятельности, которая требовала небывалой ранее организованности всех участников работ -- фактически, всего населения. Строительству должно было предшествовать проектирование, и ход его мог протекать лишь под управлением лиц, облеченных властью принуждения и контроля. Так что, в процессе самого ирригационного строительства почти одновременно и независимо друг от друга формировались модели отношений, свойственных ранней шумерийской и египетской государственности.

В целом этот новый тип общности был сориентирован на производство, причем, впервые организация производства основывалась на отношениях власти и подчинения. Принуждение к труду, учет затрат и произведенной продукции, ее хранение и распределение, создание резерва, до известной степени и обмен -- все это стало особой сферой деятельности, требовавшей специальной подготовки, знаний и особого, властного, статуса людей ее исполняющих. Государственная организация позволила также резко увеличить масштаб военной деятельности и строительства. Дальние военные походы, так же как и возведение впервые огромных сооружений -- пирамид, дворцов, храмов и городов, требовали все тех же планирования, учета, контроля и принуждения со стороны части общества, в лице которой государство концентрировало знание и власть. Таким образом, древнее государство впервые закрепляет иерархическую структуру общества: коллективный интерес и коллективная воля осознается и оформляется усилиями сравнительно небольшой его части (верх общества), тогда как их практическое осуществление остается за другой, значительно большей его частью (низ).

Переход от кровнородственных союзов к государственным формам коллективности вызвал к жизни еще одно принципиальное новшество -- законодательство. Провозглашаемые и осуществляемые от имени главы государства, царя законы ставили всех членов гражданского коллектива в отношения, зависевшие от места индивида в общественной структуре, и никак -- от его родоплеменной принадлежности.

Революционный смысл этого преобразования сейчас нелегко оценить: новый подход преодолевал в принципе межплеменные различия внутри государства и в то же время формулировал новое представление о мире и месте человека в этом мире (2.3). Фактически, поэтому, речь идет о культурной революции при переходе от Архаики к Древности, которую переживали народы, вступавшие в государственность, каждый в свое время, на протяжении отрезка истории в 2-3 тысячелетия (считается, что эпоха Древности закончилась приблизительно в V веке нашей эры вместе с падением Римской империи).

Выражения типа перейти (или вступить) в новую культурную эпоху не вполне точно выражают суть дела, ибо вступать на первых порах было еще некуда. Народы Древности, создатели цивилизации первых государств и городов творили свою культуру, переосмысливая при этом унаследованные представления о времени и пространстве, приспосабливая к новым нуждам устоявшийся мифоритуальный канон.

В культуре Древности, как, впрочем, и в любой иной культуре, ВРЕМЯ – это характеристика последовательности значимых для данной культуры событий. У древних сохраняется широко распространенным архаическое представление о времени, отождествляющее значимые моменты настоящего с соответствующими им первособытиями-прецедентами, в результате чего прошлое и настоящее оказываются ритуально совмещенными. Но, как будет показано ниже, у древних складывается содержательно новая мифология, которая посвящена другим героям и иным прецедентам, существенно важным для новой культуры и новой цивилизации.

Новым в цивилизациях Древности является также и то, что в них важное место занимают временно значимые события, учет которых требует иного, чем ритуально-мифологический, способа соотносить последовательно чередующиеся события. Например, для самосознания государства оказывается важным учет последовательности царств и династий; для упорядочивания частных сделок (обмен, ссуда, отработка долга и т. п.) требуется соотнесение начального и заключительного актов одной операции, между которыми могут пролегать месяцы и годы. Это обстоятельство вводит в обиход иной, чем мифо-ритуальный – астрономический счет времени, обычно по годам, считая от начала царствования действующего монарха.

Письменность начиналась в Древности в формах рисуночных значков, способных удержать лишь то, что в малой степени отличается от общеизвестного. Продолжим футбольный пример. Допустим, требуется фиксация результатов футбольных матчей. Поскольку в этих случаях все, кто заинтересован в этих сообщениях, знают, о чем идет речь, достаточно построить довольно простую картинку, так называемую пиктограмму, состоящую, например, из символов игравших команд, размещенных один над другим, считая, что вверху помещен символ команды-победительницы (повторенный по числу забитых голов), а внизу – проигравшей команды. В этом случае запись в форме «ДД/С» может обозначать победу команды «Динамо» над командой «Спартак» со счетом 2:1.

Начатая в Древности история систем письменности отражает исторически меняющееся соотношение традиционных (повторяющихся) и уникальных (конкретных) явлений цивилизации – в пользу последних.

Новые отношения коллективности, воплощение которых мы находим в государствах Древнего мира, складывались на базе новых мифологий эпохи Древности – новых коллективных представлений о мире и месте человека в этом мире. Мифы Древнего мира прямо наследовали архаическим мифам, но их образно-символическая система стала несравненно более развитой; она и сегодня поражает щедрым разнообразием событий, сюжетов и персонажей.

Преобразование архаической мифологии в древнюю выразилось в смене значимых первособытий-прецедентов. Если в архаических мифах к числу первособытий относились преимущественно те, которые приводили к созданию Вселенной, людей и животных, то новые (нередко, обновленные) мифы Древности центр внимания переносят на первособытия, смысл которых в дарении людям основных навыков и ценностей Древней цивилизации. Согласно мифам Древности, ГЕРОИ КУЛЬТУРЫ, принесли людям огонь, технику обработки земли и изготовления продуктов, владение ремеслами, принципы государственной жизни (законы) и т.п. Например, у древних греков Триптолем, разъезжая по всему свету, засеял землю и обучил этому людей, а Прометей похитил символ цивилизации огонь у бога ремесла Гефеста. Шумерский бог Энки, почитавшийся также хеттами и хурритами как создатель людей, скота и зерна, создал, согласно мифам, плуг, мотыгу, форму для кирпича, кроме того он считался изобретателем садоводства, огородничества, льноводства, траволечения. В древнекитайской мифологии целый ряд персонажей-первопредков, представленных в мифах в качестве древних правителей, упоминаются в связи с добыванием огня (Суй-жень), изобретением рыболовной сети (Фу-си), средств передвижения – лодки и колесницы (Хуан-ди). Заслуги других мифических персонажей Древнего Китая заключались в обучении людей земледелию, рытью первых колодцев, в введении в китайскую цивилизацию глиняных сосудов и музыкальных инструментов, письменности и других нововведений, включая введение меновой торговли.

В движении народов от культуры Архаики к культуре Древности мифические представления о первопредках также подверглись существенному переосмыслению. В общем виде его суть в том, что на место первопредков-создателей мира приходят первопредки-властители, боги. Процесс этого перехода отражен в мифологиях как эпоха борьбы новых поколений богов со старшими божествами. В древнегреческой мифологии боги из младшего поколения олимпийцев во главе со своим родоначальником и главой Зевсом, сыном Кроноса, принадлежавшего к старшему поколению богов-титанов, рожденных землей Геей и небом Ураном, в гигантском сражении побеждают предков-титанов, олицетворявших стихии природы со всеми ее катастрофами, и устанавливают разумный и упорядоченный мир. В древнекитайской мифологии многорукий и многоногий Чий-ю (образ множественности и неупорядоченности природных сил) побежден в сражении государем Хуан-ди, установившем гармонию и порядок. В хурритской мифологии есть эпос О царствовании на небесах, повествующий о борьбе и насильственной смене трех поколений богов. В шумеро-аккадских мифологии сюжеты теомахии (борьбы богов) отчасти заменены добровольным избранием всеми богами на роль своего вождя главного бога города Вавилона Мардука, победившего в космической битве создательницу первых богов богиню Тиамат.

Преображенные таким образом мифы больше соответствовали реалиям эпохи Древности. Боги – властители мира, установители и гаранты порядка в природе и среди людей, часто отождествлялись через миф с земными владыками – правителями, царями. У древних евреев до первого царя Саула бог Яхве обладал царскими титулами. Египетские фараоны считались божествами, прямыми потомками верховного божества египтян. Обожествлялись, т. е. почитались как божества, и древние шумерские цари. В других случаях владыки древних государств считались божественно назначенными на царство. В Нововавилонском царстве в начале первого тысячелетия до н. э. сложился ритуал ежегодных выборов царя во время празднования Нового года (март-апрель григорианского календаря). В Новый год, – описывает эту церемонию современный исследователь, – из Барсиппы в Вавилон по каналу Нар-Барсиппа доставляли истукан бога Набу, главного бога Барсиппы. У вавилонских ворот бога Ураша истукан выгружали на сушу и в торжественной процессии через эти ворота по улице бога Набу переносили в храм Эсагилу, жилище бога Бэла, сыном которого считался бог Набу. Царь являлся в Эсагилу, слагал с себя царские инсигнии и, выполнив ряд церемоний, брал руку бога Бэла в присутствии бога Набу. После этого он считался избранным снова и получал назад знаки царского достоинства. Этот ритуал повторялся ежегодно, но обязательно при наличии истукана бога Бэла, истукана бога Набу и при участии царя. Без этих трех персонажей праздник Нового года не мог состояться.

Итак. Культура эпохи Древности является мифоорганизованной культурой. Мифы и ритуалы служат и здесь языком-интегратором, средоточием основных образов и представлений, организующих жизнь людей и народов, объединенных теперь в крупные – государственные – общности с соответствующими, государственными, мифами и ритуалами. Героем этой культуры становится владыка – царь или божество (царь богов или земное божество, владыка четырех сторон света), в котором сочетаются признаки первотворца-дарителя (Хаммурапи дарит свои законы) и управителя мира и страны. В пространстве мифов Древности начинает преобладать вертикальный образ расстановки мировых сил, а во временных представлениях начинает складываться образ вечности как свойства, обладание которым отличает властителей мира (например, фараонов).

Сложная и длительная история Древнего мира завершается существованием Римской империи (до V века н. э.), в которой основные свойства культуры Древности достигли предельного развития. Римляне сознавали это, и это сознание питало их гордость и их традиционализм. В культуре Римского мира (Pax Romana) мы найдем и сложную мифологию Римского государства, и его пантеон, воплощенный даже в реальном сооружении с тем же названием, и обожествленного после смерти императора, и представление о Риме как Вечном городе. Вместе с тем, в римской жизни шире, чем где-либо в Древности, развернулось внемифо-ритуальное, практическое, регулируемое правом, пространство частной жизни. В сравнении с другими культурами эпохи Древности, римский практицизм составляет одну из самых заметных для нас особенностей этой культуры, особенностей римского духа.

В пору, когда Рим был сильнейшей державой известного тогда мира, сочетание этих двух разнородных культурных пространств в жизни одного общества составляло его преимущество перед другими народами. Однако, впоследствии сильное развитие обоих обнаружило их противоречивость: рост имперской идеологии подавлял правовое сознание, практицизм ослаблял религиозность римлян. И этот конфликт был в числе тех, которые привели к гибели римской государственности. После падения Рима и завершения эпохи Древности сложился и стал господствующим средневековый тип культуры.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: