Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Маргинальная культура в динамике культуры.

 


МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность локальных субкультур, базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые или враждебные. Социокультурный статус маргинальной культуры определяется их размещением на окраинах соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична.

Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, перестройка и т.п.), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия К. (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена). Ситуация маргинальности возникает при одновременном (вынужденном или добровольном) существовании группы или индивида в поле действия несовместимых или конфликтных культурных паттернов. Характерная для маргинальной культуры нелинейность, коллажность, как результат спонтанного усвоения разноплановых ценностей и стандартов, заимствованных из различных (нередко конфликтующих) социокультурных систем, препятствует процессу культурной самоидентификации в его привычной, легитимной форме. В то же время возможность прямого доступа к разнообразным архивам контркультур разных стран и эпох создает в рамках маргинальной культуры условия для ролевых культурных экспериментов, построения специфической культурной среды из заимствованного или уже отработанного в рамках наличной контркультуры материала. Неоднородность и противоречивость рабочего материала маргинального сознания нередко проявляется в обострении внутреннего дискомфорта и актуализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Последнее может проявляться в повышенно агрессивной социальной активности с ориентацией на самоутверждение (от одержимости художественным творчеством до уголовно-криминальных проектов), увлеченности радикальными социальными движениями (националистического, конфессионального или политического плана) или, напротив, в обращении к отрешенности и пассивности, ведущим в итоге к культурной самоизоляции подпольного индивида. Различные формы маргинальной культуры служат своеобразной игровой площадкой новых языков контркультуры, тем полем, где в результате причудливого взаимопересечения официальных и маргинальных образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат неправильной, нестандартной (а значит - спонтанной, неуправляемой) культурной коммуникации. Особенно заметным это становится в переходные или кризисные этапы развития общества, когда совокупность маргинальных культурных сценариев нередко приобретает статус контркультуры - реального конкурента актуального культурного стандарта. Таким образом, происходит негативная легитимация маргинальной культуры в качестве существенного фактора динамики контркультуры. Дальнейшие сценарии включения маргинальных культурных образцов в пространство большой контркультур (превращение в новый культурный канон, трансформация в приемлемую субкультуру, полная ассимиляция в пространстве обновленной большой контркультуры) порождают в любом случае очередной Большой Стиль и, соответственно, его новые маргинальные окраины. Однако происходящий в настоящее время переход от авторитарного, или закрытого, к открытому, или мозаичному (А. Моль), типу построения культурного пространства объективно способствует ослаблению традиционного конфликта руководящего центра и мятежной периферии. Последнее означает расширение диапазона приемлемости, трансформацию М. культурных ценностей, прежде агрессивно вытеснявшихся из широкого употребления, в естественный компонент наличной культурной среды.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: