Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Характер и особенности культуры "серебряного века"

 


Стык веков оказался благоприятной основой периода, называемого серебряным веком русской культуры. Век продолжался недолго - около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. Серебряный век стал временм формирования русского авангарда.

Период переходных культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого - знакомой, привычной, но уже невозбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа, настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию.  Это закономерно: в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во многом определяется изменением ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры. Старые ценности выполнили свою функцию, отыграли свои роли, новых ценностей еще нет, они только скадываются, и историческая сцена остается пустой.

В россии сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, еще более драматизирующих ситуацию. Послереформенная Россия переходила к новым формам экономических  отношений. Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической кульутры. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования - собороность  - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.На этой почве развивается ощущение внеземного существования человека. Характерной чертой новой культуры  выступает космологизм - элемент и новой картины мира, и нового соответствующего осмысления ее. Космологичность русской культуры формируется как насущеная необходимость времени, как выражение общего настроения. В философии этого периода космологизм оформляется теоретически - он присущ Соловьеву, Розанову, Лосскому. Космическая направленность положена в основу новых поисков русской поэзии (Брюсов, Белый, Блок), новых направлений русской живописи (Врубель) и русской музыки (Скрябин).

В переходные периоды закономерно возникают пессимистические настроения, крепнет чувство наступления конца мира. Последние десятилетия 19 века в России характеризуются глубоким разочарованием в путях истории, неверием в существование плодотворных исторических целей. Некоторые полагали, чтоожидаемый конец мира связан с предчувствием конца русской империи, русской государственности, почитавшихся священными В философии и публицистике, в художественной прозе и поэтических произведениях о приближающемся веке-волкодаве писали многократно.

Новый тип  культуры формируется на основе критицизма: духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и далеких, и совсем близких лет. Казалось, за два десятилетия русская интеллигенция пытается решить вопросы, волновавшие ее веками, полностью использовав преимущества и недочета культуры предшествующего периода. На стыке культур находит предельное выражение характерная черта русской психологии - религиозность, включая, по словам Карсавина, и воинствующий атеизм. Главным в формировании нового типа культуры выступает вера, а не разум. Поэтому в России ищут не просто новые ценности и новые иделы. Ищут ценности вечные - абсолютное добро, вечную и нетленную красоту, внеисторическую мудрость.

Критицизм, основанный на вере, вызвал к жизни специфическое отношение к культуре и цивилизации. К концу 19 века русское сознание ставит вопрос о цене культуры и даже, как замечает Бердяев, о грехе культуры. С позитивистских позиций пытается осветить взаимосвязь культуры и цивилизации Петр Лавров в неоконченных Исторических письмах. Цивилизация дает условную ложь человеческого существования, а идеалом его является неприкрашенная правда. Разоблачение возвышенной лжи привело к формулировке мировоззренческого тезиса: в природе больше истины и правды, больше божественного, чем в культуре.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: