Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Декоративно-прикладное искусство в конце XIX - начале XX веков.

 


Значительную роль в развитии русского прикладного искусства рубежа веков сыграл Абрамцевский художественный кружок, в котором были объединены представители московской творческой интеллигенции. Центром объединения стал известный предприниматель и меценат С.И.Мамонтов, оказывавший материальную поддержку художникам, помогавший им воплотить в жизнь их творческие замыслы. Художники собирались в подмосковном имении С.И.Мамонтова Абрамцево, где им были созданы условия для работы. Членами кружка были В.М. и А.М.Васнецовы, К.А.Коровин, И.И.Левитан, В.М.Нестеров, В.Д.Поленов, В.А.Серов и др.

В 1880-e годы возникает новый для русской историко-архитектурной науки специальный интерес к народному зодчеству Русского Севера. Именно этот аспект лег в основу интереса членов абрамцевского кружка к русскому прикладному искусству.

В основе художественных открытий Васнецова в области архитектуры и прикладного искусства лежат единые принципы стилизации и декоративности, поиска нового синтеза и стилевого единства. Они рождены той же социально-этической и эстетической программой, что и появление живописных работ на былинно-сказочные сюжеты.

Интерес Васнецова к прикладному искусству зародился после переезда в Москву, в Абрамцеве, в атмосфере увлечения членов Мамонтовского кружка собиранием предметов крестьянского искусства. Деятельный дух обитателей Абрамцева требовал активного дела — не только собирания, но и творчества в народном духе. Была создана столярная мастерская. Начало работы будущей мастерской было более чем скромным. Е.Д.Поленова купила на рынке кухонный стол-шкафчик и расписала его, изобразив стилизованные цветы и сказочных птиц Сиринов, а на дверке Васнецов написал стилизованных же сороку и ворону. Сделанное понравилось обитателям Абрамцева и решено было повторить стол-шкаф в мастерской. Столярную работу делали мальчики-ученики. Е.Г.Мамонтова и Е.Д.Поленова раскрашивали их, вдохновляясь расписанными Васнецовым клиросами и рисунком мозаики пола Абрамцевской церкви.

В середине 1890-x годов Поленова оформляет кустарный отдел на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, работает над эскизами панно для столовой в имении Якунчиковых Нара под Москвой. Начав с росписей изготовленных крестьянами предметов, Поленова переходит к проектированию самих предметов; начав с цитирования мотивов народного искусства, переходит к созданию новых мотивов и новых предметов, к свободному творчеству по принципам, родственным принципам крестьянского искусства. Искания Васнецова и Поленовой в декоративно-прикладном искусстве, неотделимы от обращения к новым, не использовавшимся в современной им художественной практике образцам.

Керамическая мастерская, как и другие начинания Мамонтовского кружка, естественно родилась из увлечений его участников. С 1888 года по инициативе Е.Д. Поленовой на художественных собраниях в Абрамцеве стали устраиваться керамические четверги, как своеобразный отдых от занятий живописью. Первоначально керамические работы представляли своеобразную разновидность живописных. Надглазурными красками расписывались изготовленные в Москве тарелки и блюда. Однако увлечение народным искусством и тяга к освоению его наследия, привели к созданию керамической мастерской. Новый этап в развитии русской художественной керамики, становление неорусского стиля и модерна в изделиях из керамики так же, как в мебели, театральной декорации, гражданском и культовом зодчестве, станковой и монументальной живописи, имеет своим истоком деятельность художников Абрамцевского кружка.

Работа Врубеля в керамической мастерской связана с освоением традиции древнерусского искусства двояко: с возрождением использования «национального» материала и художественным освоением национального наследия. Можно говорить о широком спектре способов обновления национальной традиции, во многом предопределенных творческой индивидуальностью Врубеля - заведующего художественной частью керамической мастерской в пору ее решающих открытий.

Под влиянием деятельности керамической мастерской в Абрамцеве возникла в 1904 году московская артель художников-гончаров «Мурава», ориентировавшихся в своей деятельности на работы Врубеля в области керамики. Во главе предприятия стал А.В. Филиппов, первый профессиональный исследователь древнерусского изразцового искусства. Под наблюдением С.И. Мамонтова работал небольшой завод терракотовых, майоликовых и фарфоровых изделий С.Г. Дунаева в Хотькове близ Абрамцева.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: