Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Живописное искусство и графика в 30-50 гг. XVIII века. Живописная команда канцелярии от строений. Мозаика (М.В.Ломоносов и его мастерская).

 


Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства в XVIII веке была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н.Никитин и А.М.Матвеев.

И.Н.Никитин (1690–1742) родился в семье московского священника. С ранней юности он проявил способности к рисованию. Петр, узнав о его способностях, велел брать уроки живописи и рисунка, а для завершения образования отправил его на стажировку в Италию. Вернувшись, И.Н.Никитин был пожалован званием «гофмалера» (придворного художника). Работ, принадлежавших кисти Никитина, сохранилось немного. Наиболее известная из них – портрет канцлера графа Г.И.Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля.

А.М.Матвеев (1701–1739) учился в Амстердаме и антверпенской Академии художеств. Крупные работы Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала Двенадцати коллегий и др.) не сохранились. Из нескольких известных теперь портретов наиболее выразителен автопортрет с женой, в котором замечательно переданы внутренняя близость обоих персонажей, их дружелюбие, внимание и нежность друг к другу. Лирическая одухотворенность работ Матвеева отличает его от нередко суровых и несколько аскетичных работ Никитина. А.М.Матвеев был учителем таких известных живописцев середины века, как И.Я.Вишняков и А.Г.Антропов. В I половине XVIII в. в России работало много иностранных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства. Среди них наибольшей известностью пользуются И.Г.Таннауэр, Л.Каравакк.

Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей – таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А.Ф.Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

Большое значение для подготовки и творческого объединения русских художников   в   30-40-х   годах   имели    Архитектурная    и    Живописная    «команды» Канцелярии от строений в Петербурге. Центром гравирования и обучения рисунку служили преимущественно художественные классы Академии наук в Петербурге, с деятельностью которых связаны в 40-50-х годах и развитие русской пейзажной живописи («видописи») и крупные достижения в области гравюры.

В Живописной «команде» Канцелярии от строений в течение 30-50-х годов, а также и позднее работали многочисленные художники, выполнявшие непрерывные заказы по росписи дворцов, триумфальных ворот, церквей. Основная деятельность «команды» была сосредоточена в области декоративной живописи. Видными мастерами-декораторами были братья А. и И. Вельские, И.Фирсов, Б.Суходольский и другие.

Несмотря на известную ограниченность творческих возможностей при работе лишь в одной этой области, существование Живописной «команды» Канцелярии от строений было плодотворно для сохранения и развития национальных особенностей русского искусства. «Команда» объединяла художников на постоянной совместной работе, заставляла их чувствовать свою силу именно в сплоченности. В Живописной «команде» формировалось чувство сотрудничества национальных художественных сил, вырабатывалось серьезное и трезвое отношение к художественному труду.

Руководителем Живописной «команды» в 30-х годах был А.М.Матвеев. Под его руководством выполнялись большие ответственные росписи. Преемником Матвеева по Живописной «команде» стал И.Я.Вишняков - один из видных деятелей национальной художественной жизни середины XVIII века. Вишняков не только руководил «командой», участвовал в экспертизах и т. п., но работал и как портретист.

Изобразительное искусство было одной из сфер деятельности М.В.Ломоносова. Известна его мозаичная мастерская.  Мозаики Ломоносова – не только замечательное техническое достижение, но и крупнейшее художественное событие мирового значения. Следуя традициям древнерусской мозаики, Ломоносов стремился к новому и яркому решению стоявших перед ним художественных задач. Ломоносов прекрасно понимал необходимость достигнуть в мозаике обобщённого художественного впечатления. И он шёл этим путём. Уже в 1754 году Ломоносов создаёт великолепный портрет Петра Великого.

Портретная мозаика Ломоносова и его учеников не имела себе равных в Европе, где мозаичисты обращались преимущественно к религиозным сюжетам. Ни одна европейская мастерская, не выполнила столько портретов, как Ломоносовская.

Ломоносов, руководящий этими работами и принимавший в них непосредственное участие, показал себя зрелым и проникновенным художником, сумевшим сочетать декоративную яркость и пышность официального придворного портрета с потрясающим реализмом изображения. Из мозаичной мастерской Ломоносова выходят одна за другой замечательные портретные мозаики (1756 – 1760): сестры Елизаветы – Анны Петровны, её сына – наследника престола - Петра Фёдоровича, графа Петра Ивановича Шувалова и, наконец, потрясающий по яркости и гармоничности красок овальный портрет Елизаветы Петровны.  В течение почти четырёх лет (с июня 1761 по март 1764года) в Ломоносовской мастерской идут напряженные работы по изготовлению первой огромной картины для предполагаемого монумента Петру – «Полтавской баталии».

Предыдущие материалы: Следующие материалы: