Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестово-купольный стиль каменного храмового зодчества. Внешний вид и внутреннее устройство православного храма.

 


Архитектура была ведущим видом искусства в средневековой Руси. В это время разворачивается грандиозное храмовое строительство. Крестово-купольный храм - основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989-996 гг.) и продолжается в наше время в связи с активным церковным строительством по всей России.

Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.

В классическом варианте крестово-купольного храма четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом; переходом от арок к барабану служат паруса. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами. Эта устойчивая система взаимосвязанных пространств, ячеек обусловливает стройную композицию крестово-купольного храма. Главную роль в ней играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже - угловые помещения. Эта композиция наглядно обозрима и изнутри, и снаружи храма. Наряду с организацией пространства большую роль в создании архитектурного образа играет пластическая выразительность массивных стен и опор. В композицию интерьера крестово-купольного храма с его большими поверхностями стен и сводов органично включается византийская система храмовой росписи.

Большинство древнерусских крестово-купольных храмов были трёхнефными. Ранее в отечественной науке была принята классификация их типов по числу внутренних столбов. Поэтому их именовали четырёхстолпными (аналог храма на 4 колоннах), шестистолпными, и есть редкие примеры восьмистолпных церквей. В настоящее время происходит отказ от этой терминологии, так как она считается не отвечающей реальной структуре этих храмов. Все они признаются четырехстолпными с близким к квадрату наосом (центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся), к которому может примыкать нартекс (составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной), отделённый стеной с арочными проходами (а не третьей парой столбов). В редких случаях усложняется алтарная часть храма, возникающие рядом с апсидами дополнительные столбы скорее являются стенами апсид с прорезанным между ними поперечным проходом.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: