Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Генезис европейского Возрождения. Философия гуманизма

 


     Это была эпоха перехода от средних веков к новому времени, то есть период с XIV века до 10-20 годов XVII века; в Италии это XIV-XVI века, для других государств XV-XVII века. В России эпоха возрождения падает на XVI-нач.XVII. Но в XVI веке возрождение становится общеевропейским явлением, так как высокое или классическое возрождение. Этому способствовало: рост городов и усиление их влияния на внутренний и внешний рынки; развитие цехового ремесленного производства, следовательно, формирование новых общественных капиталистических отношений; за очень короткий промежуток времени совершается много научных открытий, которые формируют новую картину мира.

     Истоки европейского Возрождения. Тысячелетие европейского Средневековья было неоднородно по своей структуре. Обстановка постепенно менялась, в недрах Средних веков зрели ростки Возрождения. Эпоха активной географической экспансии еще была впереди. Но первые ласточки Эпохи Великих географических открытий - купцы, путешественники, миссионеры - уже начали знакомство средневекового европейца с экзотическими странами. В 1096 -1270 годах католическая церковь под знаменем борьбы против неверных и освобождения гроба Господня организовала крестовые походы; благодаря им европейцы познакомились с природой Палестины, Сирии, Северной Африки. Предприимчивый авантюрист и отважный путешественник Марко Поло (1254-1324) обогатил науку массой сведений о растениях, животных и минералах Центральной, Вост. и Южной Азии. Из его сочинений жители Европы впервые узнали о зебу и яке, о белом медведе и соболе, о носороге и гепарде, о диких лошадях и многом другом; истинные рассказы были обильно сдобрены байками, услышанными на восточных базарах.

Знакомство с другими странами, нравами и религиями умеряло религиозный пыл, делало людей терпимее к иным мировоззрениям, заставляло критически относиться к догматам католической церкви.

     Рост средневековых городов, потребности экономики и культуры привели к основанию университетов. Первые университеты появляются в XI-XII веках в Италии и Армении, в XIII-XIV вв. число их в Европе быстро растет. Биология развивалась в университетах на медицинских и философских факультетах. Помимо прохождения систематических курсов при университетах устраивались диспуты, привлекавшие толпы слушателей. Большой популярностью у молодежи пользовались, например, выступления Альберта Великого (Альберт Больштадский, 1206-1280). Перу Альберта Великого принадлежит многотомное сочинение энциклопедического характера. В нем есть разделы О растениях и О животных; детальные описания представителей растительного и животного царств во многом заимствованы у ученых Античности, главным образом у Аристотеля. Намного более оригинальны труды Р.Бэкона (1214-1292). Он подверг решительной критике слепую веру в авторитеты, присущую средневековому мышлению; наблюдения и опыт, утверждал он, являются источниками и мерилами подлинного научного знания. Стремление к точному мышлению, математической обработке результатов определили круг биологических интересов Р.Бэкона — он детально изучал строение и функционирование глаза. Труды Р.Бэкона были запрещены церковью и увидели свет лишь в 1733 г.

     Философия гуманизма. Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естественных наук, медицины, математики и механики, в особенности - с созданием Н. Коперником новой космологии. Выделение философии эпохи Возрождения в качестве особого этапа в истории философской мысли обусловлено специфическим характером поставленных ею проблем, что определило отличие ренессансной философской мысли от философии средневековья и нового времени.

     Философская мысль эпохи Возрождения, охватывающая два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии конца XVI - начала XVII в.), не может рассматриваться как этап разложения средневековой схоластики. Ренессансная философия противостоит всей системе схоластического знания. Философия Возрождения строится на иных основаниях, она возникает, растет и развивается независимо от схоластической традиции, пришедшей в состояние глубокого упадка и закостенения в XV-ХVI столетиях. Это, однако, не означает полного разрыва со всем многообразным наследием средневековой мысли. Средневековый неоплатонизм XII-ХIII вв. (Ибн-Гебироль, Шартрская школа, Давид Динанский), не говоря о раннехристианской неоплатонической традиции (Ареопагитики), продолжал оказывать плодотворное воздействие на развитие философии XV-ХVI вв., в особенности на формирование диалектических учений Николая Кузанского и Джордано Бруно. Аверроистское свободомыслие ХIII-ХIV вв., сохранившее жизнеспособность несмотря на жестокие репрессии и нашедшее приют в итальянских университетах, нашло продолжение и развитие в философии Джованни Пико делла Мирандолы, П. Помпонацци, М. Монтеня, Джордано Бруно и Дж. - Ч. Ванини. Несомненно воздействие немецкой мистики Майстера Эккарта на философские воззрения Николая Кузанского, Томаса Мюнцера, Якоба Беме.

     Вместе с тем в своей резком споре против схоластической традиции мыслители эпохи Возрождения склонны были к недо-оценке действительных достижений и завоеваний средневековой философии. Особенно это выразилось в пренебрежительном отношении к формальной логике, в результате чего были оставлены без внимания многие логические достижения средних веков, имеющие большое теоретико-познавательное значение.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: