Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Сущность и экономическое содержание туризма как вида деятельности

 


На определённом этапе развития экономики, когда резко возросла потребность в путешествиях, появились и производители этих услуг, что привело к формированию товара особого типа - туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.

Возникновение туризма как товара потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Всё это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства.

Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов, объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определённом уровне его дохода,  при определённом уровне богатства общества, при наличии свободного времени и  при наличии потребности в услугах туризма.

Для того чтобы туризм можно было отнести к отдельной отрасли, он должен обладать следующими чертами:

•   достаточным числом   самостоятельных в экономическом отношении

организаций с однородным видом деятельности;

•  устойчивыми   экономическими   связями   с   другими       отраслями национальной экономики;

•  определённым органом хозяйственного управления.

Современное состояние индустрии туризма отвечает всем перечисленным характеристикам, и соответственно под отраслью туризма следует понимать совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих определённой материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединённых единством деятельности и управления.

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуется системой определенных показателей.

Показатели развития отрасли туризма отражают количественный объем реализации туристических услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов (агентств, бюро, фирм, комплексов, кооперативов и т. п.).

Система показателей развития туризма включает показатели, характеризующие:

1. Объем туристского потока;

2. Состояние и развитие материально-технической базы туризма;

3. Финансово-экономическую деятельность туристской фирмы;

4. Развитие международного туризма.

Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну или данный регион. К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок,койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе (в одном месте или населенном пункте).

К ним относятся конечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п., а также число коек, предоставляемых местными жителями, число мест в торговых залах предприятий питания для туристов, число мест отведенных для туристов в театрах, число ванн отведенных для туристов  в водолечебницах, и т.д.

Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборачиваемых средств и др.); себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность; показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

1. Количество туристов, посетивших зарубежные страны. Оно определяется по числу пересечений государственной границы;

2. Суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок;

3. Количество туродней по иностранным туристам.

Таким образом, однозначно охарактеризовать туризм невозможно, т.к. по мнению многих ученых, туризм – это большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках, как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом.

Для современного развития экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование различных межотраслевых комплексов. К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, так как сфера туризма объединяет различные отрасли и включает предприятия, принадлежащие к различным отраслям.

Итак, туризм следует рассматривать как экономическую категорию, которая выражает совокупность взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики. Единой функциональной задачей этих отраслей является деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов.

С переходом экономики России к рыночным отношениям рынок туристских услуг стал рассматриваться как экономическая категория, которая выражает совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере производства, обмена и распределения между производителями и потребителями туристских услуг.

На рынке туристских услуг, как и на других рынках, действуют следующие субъекты рыночных отношений: потребители, производители товаров или услуг.

У туризма есть только один потребитель услуг - это турист. Турист как потребитель туристского продукта представляет собой объект деятельности туристских фирм, то есть деятельность организаций, действующих на туристском рынке, направлена на удовлетворение потребностей туристов.

В отличие от товарных и финансовых рынков, на которых товар идёт к покупателю, в туризме, наоборот, покупатель идёт к туристскому продукту, к услугам туризма. В этом заключается отличительная особенность туриста как потребителя. Туристы предъявляют туристический спрос, то есть каждый человек стремится по возможности удовлетворить свои потребности в отдыхе. Спрос на путешествия турист выражает, оплачивая туристские работы, услуги и товары и, таким образом, финансируя туристическую индустрию. Потребитель туристского продукта не имеет возможности предварительно ознакомиться с качеством предлагаемых ему туров, услуг и товаров. Туристский продукт находит свою оценку лишь в процессе потребления его туристом.

Производители   туристских   работ,   услуг   и   товаров   формируют

туристское предложение, они приобретают производственные ресурсы (персонал, землю, капитал), комбинируют их в процессе производства туристского продукта и реализуют его потребителям, получая доход от продаж. Производителями туристских работ могут быть туроператоры, турагенты, другие организации, занимающиеся туристской деятельностью. Под туроператорами понимаются хозяйствующие субъекты или индивидуальные предприниматели, которые занимаются разработкой туристских маршрутов, обеспечивают их функционирование, организуют рекламу, устанавливают цену на тур турагентам для выпуска по ним путёвок и последующей их реализации. Турагентами являются хозяйствующие субъекты или индивидуальные предприниматели, которые приобретают туры по туристским маршрутам, разработанными туроператором, выпускают по ним путёвки и реализуют их.

Туризм как товар реализуется в форме услуг, так как туристский рынок - это, прежде всего рынок услуг, ведь именно услуги выступают основным предметом обмена и составляют 80% всего объёма продаж на развитых туристских рынках.

Под туристской услугой понимается совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка.

Услуга туризма, как и услуга, вообще - это действие определённой потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, то есть при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.

Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения    образует понятие «туристский продукт». Согласно    действующему законодательству, под туристским  продуктом  понимается  право  на тур,  предназначенное для реализации туристу.

Туристский продукт включает в себя следующие составляющие:

• туры, объединённые       по       целенаправленности,       например, оздоровительные, познавательные;

•  туристско-экскурсионные услуги различных видов: размещение, питание транспортные;

•  товары туристско-сувенирного назначения:  открытки, карты, книги, сувениры, туристское снаряжение и другие.

Туристским услугам присущи четыре основные характеристики, которые отличают услугу от товара: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению. Однако туристские услуги наряду с этими специфическими чертами обладают также и отличительными особенностями:

Во-первых, в связи с сезонными колебаниями спроса у потребителей присутствует так называемый феномен насыщения туристскими услугами. Вследствие этого могут быть выделены достаточно четко выраженные туристские зоны. Например, зоны «солнца и моря» находятся в Турции, Болгарии, на Кипре; зоны «отдых-лечение» - в Карловых Варах, Ессентуках; спортивные зоны отдыха – в Домбае, Чехии, Югославии, Швейцарии.

Вторая отличительная особенность состоит в том, что пакет туристских услуг создается усилиями многих организаций, каждая из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. Достижение успеха на рынке возможно лишь в том случае, если все участники туристского обслуживания выработают общие цели и будут их придерживаться.

В-третьих, покупатель преодолевает определенное расстояние, отделяющее его от туристской услуги и места ее потребления.

В-четвертых, туристская услуга зависит от таких переменных, как время и пространство. Большое значение имеет фактор сезонности. Мероприятия по привлечению клиентов туристской организацией будут отличаться в пик спроса сезона и межсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги.

В-пятых, при реализации туристских услуг очень важным является создание, поддержание и дальнейшее формирование положительного образа туристской организации, помогающего воздействовать на ожидания потребителей и мотивировать их к путешествию.

И, наконец, значительное влияние на качество туристской услуги оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действия продавца и покупателя. К таким факторам относятся природные условия, погода, политика, международные события и многие другие.

Эти специфические особенности, присущие туристским услугам оказывают огромное влияние на деятельность организаций индустрии туризма, так как их необходимо учитывать при создании туристского продукта, удовлетворяющего потребности клиентов.

Сложности функционирования организаций индустрии туризма заключаются и в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов: общеэкономических, культурного и общественно-психологического характера, социально-демографических т личностных. Значительное влияние оказывают на спрос в сфере туристских услуг такие изменения в общественной психологии, как информированность, высокий уровень образованности, большая требовательность к комфорту и качеству услуг, мобильность, физическая и умственная активность, стремление получать от жизни как можно больше впечатлений.

Предприятиям и фирмам, действующим на рынке туристских услуг, приходится учитывать все перечисленные выше особенности и факторы, чтобы иметь устойчивый имидж высокопрофессиональных организаций. В конечном итоге конкурентное преимущество получают те туристские организации, которые всесторонне учитывают особенности потребительского восприятия услуг и всемерно используют маркетинговые технологии воздействия на этот процесс.

Выделяют следующие виды туризма: этнический, культурный, исторический, экологический, рекреационный, деловой.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: