Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Финансирование

 


Финансирование. Историко-культурное наследие (памятники истории и культуры, музеи, архивы, библиотеки, народная культура) и такие виды исполнительского искусства, как театральное искусство, филармоническая музыка, во всем мире поддерживаются государством. Экранное искусство поддерживается за исключением США всеми теми государствами, которые хотят сохранения своего национального кинематографа. Почти в каждой стране существуют финансируемые государством средства массовой информации (телевизионные каналы и радиостанции). Различные формы государственной поддержки применяются в отдельных странах по отношению к деятельности в других секторах сферы культуры. В 1990 г. государственные расходы на поддержку художественного творчества и сохранение культурного наследия составляли в странах с развитой рыночной экономикой до 1% ВВП, в частности в Нидерландах - 0,6%, во Франции и Швеции - по 0,8%; в Финляндии - 0,9%.

Производство. Предоставление многих видов культурных благ осуществляется государственными организациями. Соотношение государственных и частных организаций варьируется по областям сферы культуры и отдельным странам. Везде государственный сектор превалирует в музейном, архивном и библиотечном деле. Почти во всех странах существуют государственные театры, клубные учреждения, радио- и телевещательные компании.

Регулирование. В сфере культуры государство редко устанавливает стандарты качества предоставляемых благ. Это обусловлено высокой степенью творческой составляющей в культурной деятельности. Предметом государственного регулирования в сфере культуры могут выступать:

• материальные и квалификационные условия осуществления определенных видов деятельности;

• отдельные характеристики производимых продуктов и предоставляемых услуг;

• экономические условия осуществления культурной деятельности (цены, распределение дохода, уровень концентрации производства).

По отношению ко многим видам деятельности в сфере культуры государство устанавливает требования к материальным и квалификационным условиям их осуществления. Такие требования могут относиться к наличию помещений, оборудования, уровню профессиональной подготовки работников и т.п. Смысл установления подобных требований состоит в предупреждении нанесения ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, в обеспечении признаваемых нормальными в данном обществе условий потребления соответствующих видов благ, а также в обеспечении сохранности предметов, представляющих культурную ценность.

В качестве основного механизма выполнения устанавливаемых требований используется механизм лицензирования. Государство устанавливает разрешительный порядок получения права на осуществление некоторых видов деятельности в сфере культуры. Это, в частности, реставрационные работы, музейная деятельность, книгоиздание, публичный показ кино- и видеофильмов, радио- и телевещание и др. Лицензия выдается, если соискатель обладает помещениями, оборудованием, уровнем квалификации и т.п., удовлетворяющими установленным лицензионным требованиям.

Государство может регулировать отдельные характеристики культурных благ. В качестве оснований для такого регулирования используются ценностные представления. В тоталитарных государствах осуществляется жесткий контроль (цензура) содержания распространиемой информации и культурных благ. В демократических обществах свобода слова и свобода художественного творчества рассматриваются как важнейшие права их граждан. Закон запрещает государству вмешиваться в содержание деятельности создателей культурных и информационных продуктов. Вместе с тем демократические государства могут устанавливать определенные требования к структуре распространяемых культурных благ. Почти во всех странах запрещается или ограничивается распространение изданий и аудиовизуальной продукции, пропагандирующей секс и насилие. Другим примером является установление требований к структуре радио- и телевещания, которое практикуется во многих европейских странах в целях поддержки национальной культуры. Так, во Франции законом установлено, что в общем объеме музыкального радиовещания песни на французском языке должны составлять не менее 40%, из которых половина должна приходиться на молодые таланты. В Венгрии государственное телевидение должно показывать 51% программ национального производства, в том числе 20% - кинофильмов, из которых 30% должны быть куплены у других производителей. На государственном радио не менее 30% времени музыкальных программ должно быть отведено венгерской музыке. В свою очередь, негосударственные телекомпании обязаны посвятить 20% объема вещания в год социально значимым программам. Таковыми считаются информационные передачи, программы в области культуры, науки, передачи для молодежи. В Польше телевизионные программы и фильмы польского производства должны составлять не менее 30% объема телевещания. Причем информационные передачи, спортивные трансляции, реклама, игры не включаются в эту квоту. 10% вещания должно быть обеспечено за счет продукции, созданной негосударственными производителями.

Предметом государственного регулирования выступают цены на услуги, предоставляемые государственными организациями культуры, в особенности получающими государственные субсидии. Регулирование цен производится с целью обеспечить доступность соответствующих услуг для различных категорий населения. Некоторые виды культурных благ могут предоставляться населению или его отдельным категориям (детям, инвалидам, пенсионерам) бесплатно. Так, во многих странах не взимается плата за пользование общественными библиотеками. В отдельных странах (например, в Великобритании, России, США) - за вход в определенные государственные музеи. Практикуется применение льготных цен для разных групп потребителей.

Некоторые государства с рыночной экономикой регулируют распределение доходов негосударственных организаций культуры. Например, в Венгрии частные телекомпании должны направлять 6% доходов от рекламы на создание телефильмов, причем 30% из них должны быть сняты независимыми от телекомпании производителями. Это регулирование преследует цели поддержки развития национальной культуры, творческого многообразия, а также противодействия монополизации телевещания.

Некоторые страны активно осуществляют меры антимонопольного регулирования деятельности отдельных видов средств массовой информации. Например, в США регулируется степень концентрации на рынке телевещания. Каждая отдельная телевещательная компания может иметь в своей собственности передающие станции, охватывающие вещанием не более 35% населения страны.

Масштабы выполнения государством функций регулирования, финансирования, производства культурных благ различаются в применении к разным областям сферы культуры, разным странам и разным периодам времени. Для иллюстрации приведем типологию моделей систем массовой информации, характеризующихся разной степенью участия государства в их деятельности. Можно выделить пять таких моделей:  либеральная; разрешительная; патерналистская; контролируемая; смешанная.

Либеральная модель

характеризуется наличием исключительно частных производителей массовой информации и государственных гарантий свободы слова. Примером такой системы является американская пресса. Разрешительная модель предполагает, что медиа-компании являются частными, а государство осуществляет ограниченные меры регулирования их деятельности, направляющие ее в общественных интересах. Примером может служить американское радио- и телевещание. Патерналистская модель: средства массовой информации находятся в государственной собственности и финансируются государством, но управление ими осуществляют квазигосударственные агентства, которые защищены законом от вмешательства государства. Такую модель воплощает британская государственная вещательная компания Би-Би-Си. Контролируемая модель: государство владеет средствами массовой информации, финансирует их и административно управляет их деятельностью. Такими были средства массовой информации в Советском Союзе. Наконец, смешанные модели предполагают сочетание государственных и частных медиапроизводителей. Деятельность первых финансируется и управляется государством, либо только финансируется, а управляется квазигосударственными агентствами. Деятельность вторых ограниченно регулируется государством. Смешанная модель характерна для организации радио- и телевещания во многих странах.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: