Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Отрасль культуры

 


Отрасль культуры, с экономической точки зрения, имеет ряд особенностей:

Во-первых, культура – это особая отрасль, продукт которой    удовлетворяет специфическую группу человеческих потребностей, т.е. культурных потребностей особым способом. Например, в сфере образования систематическая деятельность направлена на профессиональную подготовку человека. Деятельность в отраслях культуры также направлена на всестороннее (интеллектуальное, эстетическое, нравственное и т.д.) воспитание человека, но используют особые средства, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности и свободного времени. При этом такое воспитание не имеет систематического характера, т.к. например, человек может вообще не ходить в театр, тем более посещать его регулярно; или читать художественную литературу.

Во-вторых, отличительным признаком также является и то, осуществляется ли деятельность в сфере культуры человеком для себя или для других людей.

В целом, отрасль культуры в экономическом аспекте, с точки зрения современного ее понимания, следует рассматривать как функционально связанную со всем общественным производством, в особенности с воспроизводством рабочей силы и интеллектуальным развитием работника, необходимым для осуществления профессионального производительного труда, а также как средство развлечения и отдыха.

В настоящее время культура сама превратилась в сферу экономической деятельности, производящую предметы потребления, товары и услуги. В этой связи можно выделить три группы учреждений культуры в зависимости от степени их включения в рыночную экономику.

Первая группа – объекты культурного наследия и науки, например, памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество, экспериментальные виды искусства и т.д., которые не могут быть объектом рыночных отношений в силу их высокой социальной значимости, невоспроизводимости и необходимости сохранения для последующих поколений.

Вторая группа – это организации и учреждения культуры и искусства, входящие в зону ограниченного действия рыночных отношений: организации исполнительного искусства, культурно-массовые учреждения (библиотеки, клубы и т.д.). Услуги этих учреждений обеспечивают гарантированные государством стандарты (нормы) культурного потребления и поэтому предоставляются населению бесплатно или на льготной основе. Однако эти организации имеют возможность получения дополнительных доходов за счет предпринимательской деятельности.

Третья группа – учреждения, которые входят в сферу коммерческой эксплуатации. Их доходы полностью формируются за счет коммерческой деятельности. К ним относятся: предприятия аудиовизуальной сферы, шоу-бизнеса, печатные и экранные средства массовой информации и прочее.

Границы между этими группами организаций культуры и искусства подвижны и могут смещаться в результате проводимой культурной политики государства  и его экономического потенциала, исторических и национальных культурных традиций, потребительских предпочтений населения, уровня жизни и платежеспособного спроса и т.д.

Предпосылки внедрения рыночных отношений в сферу культуры и искусства начали формироваться в период перестройки народного хозяйства с 1985 г. В это время проводится серия экономических экспериментов с целью повышения эффективности культурного обслуживания населения путем внедрения новых методов хозяйствования и организационно-экономических форм культурной деятельности, укрепления самостоятельности государственных учреждений, создания относительно самостоятельных хозяйственных организаций. В результате этих мероприятий в конце 80-х гг появляется множество любительских объединений, клубов по интересам, культурных центров, кооперативов, творческих организаций (театров-студий, хозрасчетных киностудий), коммерческих структур в области продюсерской деятельности, маркетинга. Все эти образования первоначально осуществляли свою деятельность на договорных отношениях с базовыми государственными учреждениями, пользуясь их материальными ресурсами.

Одновременно происходило укрепление таких принципов деятельности организаций культуры, как децентрализация управления, демократизация хозяйственного механизма, дифференциация организационно-экономических моделей культурного обслуживания населения, разгосударствление и демонополизация сферы культуры и искусства как основы возникновения негосударственного сектора. Внедрение этих принципов привело к усилению самостоятельности в планировании творческой и хозяйственной деятельности, в выборе способов получения и распределения доходов, в установлении цен (тарифов) на производственные услуги. Следовательно, сложились все формальные предпосылки работы организаций культуры, позднее закрепленные в законодательных и нормативных актах и отраслевых инструкциях, в рыночных условиях.

Однако возможность осуществления творческой и хозяйственной деятельности на рыночных принципах для большинства организаций сферы культуры и искусства оказалась весьма ограниченной и проблематичной. Многие самостоятельные организации столкнулись с проблемой выживания, что породило тенденцию к возвращению их под опеку государства или к стремлению получить государственные субсидии. Это повлекло принятие серии законов о государственной поддержке культуры и ее отдельных отраслей, например, законы о культуре, о телевидении, кинематографии, средствах массовой информации и т.д.

Неустойчивое финансовое положение культуры и искусства в рыночных условиях не является чисто российским феноменом, хотя особенности рыночных отношений в России заметно осложнили положение культуры. Исторический опыт развития культуры и искусства многих стран в рыночных условиях позволяют сделать вывод об ограниченном характере действия рыночных регуляторов в этой сфере.

Процесс внедрения рыночных отношений в сферу культуры и искусства может быть рассмотрен путем анализа двух основных элементов производственных отношений : отношений собственности с одной стороны, а с другой – способов и источников получения доходов.

Существует достаточно большое многообразие экономических механизмов деятельности в сфере культуры

Составные части сферы культуры чрезвычайно неоднородны с точки зрения используемых механизмов хозяйствования.

Архивы, библиотеки, организации, занимающиеся охраной памятников, обычно являются государственными учреждениями, и их работа почти полностью обеспечивается за счет финансирования государства или благотворительных организаций.

Музеи и клубные организации являются в основном государственными некоммерческими организациями, но есть и частные. В музейной и клубной деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и сувенирной продукции. Но главным остается финансирование со стороны учредителей.

Деятельность театров, филармонических и фольклорных коллективов обеспечивается сочетанием общественного финансирования, частных пожертвований, доходов от продажи билетов и др. Обычно эти организации являются некоммерческими, но существуют и коммерческие театры, получающие доходы лишь от реализации своей основной продукции (продажи билетов и прав на воспроизведение созданных спектаклей, музыки в аудиовизуальной продукции) и сопутствующих товаров и услуг (доходы от буфетов, продажи сувениров). Таковыми, в частности, являются театры на Бродвее в Нью-Йорке.

Цирковое дело, народные промыслы, кинематограф, пресса, книгоиздание, радио и телевидение представлены по большей части коммерческими организациями, получающими основные доходы от реализации соответствующих товаров и услуг потребителям или рекламодателям. Но обычно государство и частные благотворители поддерживают в различных формах создание и прокат отдельных фильмов, публикацию отдельных книг, строительство и эксплуатацию цирковых зданий, вещание отдельных радиостанций и телевизионных каналов и т.д.

Реставрацией памятников занимаются организации разных форм, с которыми на контрактной основе взаимодействуют государственные органы и частные владельцы или арендаторы соответствующих памятников.

Литературное творчество, изобразительное искусство, сфера развлечений (за исключением клубной деятельности) функционируют полностью на рыночной основе. Производителями услуг здесь выступают частные лица и коммерческие организации. Участие же государства ограничивается закупкой отдельных произведений и предоставлением налоговых льгот для деятелей искусства.

Для понимания специфики экономических отношений в сфере культуры ключевыми являются ответы на следующие вопросы: почему государство финансирует и обеспечивает предоставление определенных видов культурных благ? И почему одни виды деятельности поддерживаются государством и частными благотворителями больше, другие - меньше, а третьи - вообще нет?

Таким образом, рыночные отношения в России привели к появлению разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов, главными из которых являются:

= отношение государства к сфере культуры, которое реализуется в форме государственной культурной политики;

= претензии различных классов, групп населения, политических партий, ассоциаций производителей и отдельных потребителей к объектам культуры и их результатам;

= отношение федеральных, региональных и местных органов власти к развитию культуры и искусства;

= интерес со стороны коммерческих структур и капитала к культуре как сфере бизнеса.

Если проанализировать организации и виды культурной деятельности только в двух позиций – их социальной значимости и коммерческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере культуры включает:

· организации государственной (федеральной, региональной, муниципальной) и ведомственной собственности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цирки, объекты культурного наследия, электронные и печатные средства массовой информации;

· другую группу образуют организации и виды культурной деятельности, отражающие идеологию определенных групп, партий и иных объединений граждан, ассоциации и т.д., управляющих их собственностью;

· следующая группа – это коммерческие предприятия культуры, которые выступают, как правило, в форме частной и смешанной собственности. К ним относятся центры досуга, галереи, издательская деятельность, средства массовой информации, книгопечатание, аудиовизуальная сфера и другие.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: