Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Сущность культурного пространства. Организационно-экономический механизм в сфере культуры

 


Социально-экономические преобразования в России в последние десятилетия ХХ столетия, как ни в какой другой отрасли, наиболее ярко и противоречиво отразились в сфере культуры.

Демократизация российского общества, либерализация экономики, формирование многообразия мнений повлекли за собой в социо-культурной сфере явления, сходные с теми, которые наблюдались в разных странах в переходный период. В это время в отраслях культуры настает период проявления рыночных сил и частных инициатив, предпринимаются попытки приватизировать и коммерциализировать объекты культурной инфраструктуры. Государственное влияние на сферу культуры значительно уменьшается, сокращается ее государственное финансирование. Государство, по сути, перестает диктовать культуре свои требования, но с другой стороны, в лице государства сфера культуры утрачивает своего гарантированного заказчика. Таковы противоречивые реалии российской культуры, проблемы исследования которой являются объектом нашего изучения.

Понятие сфера культуры является собирательным по отношению к целой совокупности отраслевых систем, но содержание этого понятия нельзя считать устоявшимся. В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевых системы: культура и искусство и средства массовой информации. В данном учебном пособии будет использоваться широкое понимание сферы культуры как системы организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации. Такие блага будем называть культурными благами.

Многообразие видов деятельности, обладающих указанными признаками (в дальнейшем они будут называться видами культурной деятельности) и соответственно включаемых в сферу культуры, можно подразделить на четыре большие группы:

1) художественное творчество;

2) сохранение культурного наследия;

3) клубная и развлекательная деятельность;

4) массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры).

Основанием для выделения этих четырех групп служит различие в составе функций (создание, сохранение, распространение благ) и типов удовлетворяемых потребностей (эстетические, развлекательные, информационные), ориентация на которые является ведущей, основополагающей для соответствующих видов деятельности. Для художественного творчества таковыми выступают создание культурных продуктов и удовлетворение прежде всего эстетических потребностей. Функциональная направленность деятельности по сохранению культурного наследия вытекает из самого ее названия, а ориентирована она на удовлетворение эстетических и информационных потребностей. Точно также само название развлекательной деятельности говорит о типе потребностей, которые она в основном удовлетворяет, а главными ее функциями являются создание и распространение соответствующих видов благ. В видах деятельности, составляющих четвертую группу, главными также выступают функции создания и распространения культурных благ, но удовлетворяемые потребности располагаются в порядке приоритетности следующим образом: информационные, развлекательные, эстетические.

В отличие от здравоохранения и образования, в сфере культуры нет такой четко выраженной этапности в предоставлении услуг потребителям. Разумеется, и в данной сфере есть примеры, когда отдельные виды деятельности выступают как звенья в единой цепи создания и распространения услуг. Это изобразительное искусство и музейное дело, книгоиздание и библиотечное дело, шоу-бизнес и производство аудиовизуальной продукции и др. Но спецификой сферы культуры является то, что здесь различные виды деятельности соотносятся друг с другом не как разные ступени или уровни обслуживания, а являются альтернативными способами удовлетворения эстетических, развлекательных, информационных потребностей и конкурируют друг с другом за внимание и время людей.

Для части видов культурной деятельности характерны давно сложившиеся и мало меняющиеся во времени технологии и организационные формы. Так обстоит дело с различными видами художественного творчества и способами сохранения культурного наследия. Приведем в качестве примера театральную деятельность. Используемая в ней технология неизменна в главном на протяжении столетий - это сценическое представление группы актеров. В театральных постановках применяются технические средства: осветительная техника, звукоаппаратура и др., которые меняются со временем и позволяют осуществлять новые сценические решения. Но технические средства используются как вспомогательные, дополняющие основную технологию, основа которой неизменна. Постоянны и организационные формы осуществления театральной деятельности: это антреприза и репертуарный театр.

Другие виды деятельности в сфере культуры обязаны самим своим возникновением определенным техническим изобретениям. Это кинематограф, производство аудио- и видеопродукции, радио, телевидение. Изменения в их технологиях и способах организации обусловливаются изменениями породивших их технических средств. Ряд видов деятельности в рассматриваемой сфере осуществляется на основе принципов промышленного производства товаров массового потребления: это пресса, книгоиздание, производство аудиовизуальной продукции. Радио и телевидение используют информационные технологии, обеспечивающие массовое потребление соответствующих услуг.

Динамика развития тех видов культурной деятельности, которые появились благодаря новым технологиям, обладает следующей закономерностью: появление нового вида культурного творчества, обязанное новым техническим изобретениям:

 - расширение производства новых видов культурных благ;

- сокращение темпов его роста или даже падение его масштабов, обусловленное появлением новых конкурирующих технологий и видов культурной деятельности, переключающих на себя потребительский спрос;

 - занятие данным видом деятельности определенной ниши в системе культурных потребностей и его воспроизводство в масштабах, медленно меняющихся со временем.

В отдельных случаях производство некоторого вида культурных благ может вообще исчезнуть, будучи вытесненным конкурирующей технологией. Так совсем недавно произошло с производством грампластинок, которое было в России прекращено, и средствами распространения аудиопродукции стали лазерные диски и аудиокассеты.

Главным из исходных теоретических понятий и положений является понятие культурного пространства как объекта экономических отношений, который позволяет наиболее полно раскрыть сущность и характер организационных, экономических, финансовых и коммерческих взаимоотношений в сфере культуры, динамику структуру и перспективы культурных предпочтений населения, роль и значение каждого из участников культурного процесса: государства и его федеральных, региональных и муниципальных органов; учреждений и предприятий, отраслевых ведомств и их предприятий; отечественных предпринимателей, иностранных компаний, отдельных граждан.

В самом общем виде, культурное пространство – это совокупность культурных процессов, рассматриваемых в рамках определенных исторических традиций и географических границ.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: