Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг

 


В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Гражданским Кодексом РФ, а также Законом РФ «О некоммерческих организациях» можно провести четкое разграничение коммерческих и некоммерческих организаций. Коммерческие организации это те, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли; некоммерческие – это те, которые не ставят главной целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между работниками.

В соответствии с этими критериями большинство образовательных учреждений являются некоммерческими структурами, т.к. свою деятельность они осуществляют не во имя получения максимальной прибыли  и ее распределения среди своих работников. Причем к некоммерческим относятся также некоторые дополнительные образовательные услуги, оказываемые в государственных и муниципальных образовательных учреждениях сверх предусмотренных образовательными программами и Госстандартами;  а также платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Весь доход от такой деятельности используется на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, в т.ч. на увеличение расходов на заработную плату.

Образование по своей социально-экономической природе не может полностью развиваться на коммерческих началах. Об этом свидетельствует мировой и отечественный опыт. Образование входит в бюджетную сферу и финансируется из бюджета во многих странах мира.

На вопрос: почему образование не может быть чисто коммерческим, вероятно, можно ответить следующим образом. Существуют отдельные виды товаров и услуг, которые можно назвать общественными, которые рыночная система, по словам одного из американских авторов, не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального пользования.

Под общественным благом обычно понимается благо, которые люди могут потреблять, не ущемляя возможность его потребления другими (так называемый несопернический характер потребления). Основная особенность общественного блага заключается в том, что доступ к нему не ограничен единственным потребителем или группой потребителей (как в случае с индивидуальными благами) – оно должно быть доступно всем. Потребление же индивидуальных благ, напротив, носит конкурентный характер, поскольку отдельные потребители должны для того, чтобы получить доступ к благам, предоставляемым в форме товара или услуги, оплатить его. В целом, по мнению многих ученых, сегодня нельзя однозначно отнести образование ни к общественному, ни к личному благу; скорее оно носит смешанный характер.

В то же время в последние годы наблюдается отход от традиционного представления об образовании как общественном благе, что позволяет говорить об индивидуальном потреблении образовательных услуг и соответственно о формировании рынка образовательных услуг.

Экономическая теория определяет рынок образовательных услуг как интеллектуально сконструированное пространство, где спрос учащихся и их родителей («покупателей») на образовательные услуги удовлетворяются учебными заведениями («продавцами»), предлагающими им учебные места. Стимулирование процессов формирования рынка образовательных услуг будет способствовать более эффективному распределению ресурсов и повышению качества конечного результата в сфере образования.

При современных условиях лишь узкий круг образовательных учреждений способен функционировать на основе самофинансирования. Поэтому когда образование оплачивается путем налогов и распределяется бесплатно или очень дешево, то тогда и менее обеспеченные граждане в состоянии получить хорошее образование, что создает предпосылки равных возможностей в учебе, позволяет более равномерно распределять услуги образования между людьми, чем это может сделать свободный рынок.

Образовательные услуги обладают свойствами внутреннего и внешнего эффектов. Внутренний эффект проявляется на уровне отдельных граждан, внешний эффект затрагивает все общество. Так внутренний эффект образования ведет к тому, что каждый, имеющий повышенный образовательно-профессиональный потенциал  и уровень культуры, имеет возможность получить больший доход по сравнению с другими. Внешний эффект выражается через темпы роста производительности труда, подъем экономики, принятия верных политических и экономических решений и т.п. Отрицательный эффект может проявиться в том, что рост образовательного уровня приводит к чрезмерной миграции жителей села в города.

Для отрасли образования характерно применение ограниченного рыночного ценового механизма регулирования. Если бы цены на образовательные услуги устанавливались бы в соответствии с законом стоимости, т.е. на уровне общественно-необходимых затрат, они оказались бы чрезмерно высокими для большей части населения. Однако уже в настоящее время часть населения пользуются такими услугами, чьи дети воспитываются и учатся в элитных платных детских садах, школах, лицеях и т.д. Многие предприятия платят за обучение своих подопечных в средних специальных и высших учебных заведениях. Конечно же, большинству семей при нынешнем уровне доходов такое не по карману. Поэтому, если изменить основной источник финансирования сферы образования, несмотря на рост доходов населения, и при высоких тарифах платы за обучение объем предоставляемых образовательных услуг неизбежно сократится. Чтобы этого не происходило, государство должно брать на себя ответственность за производство этих услуг. Таким образом, должны создаваться условия для выравнивания уровня жизни всех слоев населения.

Поэтому можно отметить, что имеются две главные причины того, что образовательные учреждения в большей части находятся в бюджетной некоммерческой сфере:

Во-первых, только свободные рыночные цены на продукцию образования не могут обеспечить должное развитие этой отрасли и общества;

Во-вторых, государственное регулирование и финансирование учебных заведений более адекватно тому назначению, которое выполняет образование.

Таким образом, по мере развития экономической реформы постепенно формируется рынок образовательных услуг, представляющий собой сферу обращения или систему экономических отношений по поводу купли0продажи образовательных услуг. Для этого вида рынка также обязательно наличие трех субъектов: покупателя, продавца и товара или услуги. Этот рынок непосредственно относится к рынку услуг, и тесно связан и взаимодействует с другими видами рынка: рынком рабочей силы, рынком информации, рынком товаров народного потребления и т.д.

Главным покупателем (до недавней поры чуть ли не единственным в нашей стране) образовательных услуг является государство. Именно государство расплачивалось и продолжает расплачиваться за «бесплатное обучение» населения.

Бесплатность предоставления услуг образования гражданам выступает лишь особой формой экономических отношений между производителем и непосредственным потребителем этих услуг. Ее главное достоинство заключается в создании условий для доступности образования безотносительно к уровню индивидуальных и семейных доходов. Обеспечить эти условия и должно государство. Оно дает учебным заведениям заказ на обучение определенной части населения; аккумулирует соответствующую долю финансовых средств путем налогов с предприятий и населения, направляет эти средства в сферу образования, чтобы возместить его расходы на поставляемые бесплатно услуги. Тем самым достигается более равномерное распределение этих услуг среди разных социальных групп населения.

Рынок образовательных услуг включает два взаимодействующих сектора: государственный и негосударственный или частный. Конечно, преобладающим всегда был и остается государственный рынок.

Характерная черта современного развития государственного сектора образовательных услуг заключается в том, что появляется и с каждым годом увеличивается доля платных образовательных услуг. Это

· плата за дополнительные платные услуги для части учеников по предметам, не предусмотренным государственным стандартом;

· развиваются гимназические классы с оплатой дополнительных предметов;

· платное обучение студентов в средних и высших учебных заведениях. Многие учебные заведения действуют на основе бесплатно-платного образования.

Причинами расширения платности за образование в государственном секторе являются:

= сокращение и нерегулярность финансирования учебных заведений из государственного бюджета;

= развитие и глубокое проникновение в сферу образования рыночных отношений;

= усиливающаяся роль образования, а потому потребность детей и их родителей в получении качественного образования и другие.

Что касается частного сектора рынка образовательных услуг, на котором предоставляются только платные образовательные услуги негосударственными учебными заведениями, то этот рынок имеет тенденцию успешного развития.

Услуги образования относятся к товарам дорогостоящим, что обусловлено целым рядом обстоятельств. Они производятся интеллектуальным педагогическим трудом с применением современного учебно-лабораторного оборудования. В них достаточно высока доля постоянных издержек, особенно оплата труда. Так, в развитых странах рыночной экономики почти 70% общей суммы расходов в высшем образовании приходится на заработную плату. Высокие цены на образовательные услуги в значительной степени связаны с их полезностью, уникальностью. Некоторые из них имеют монопольную цену.

В настоящее время различают два вида цен (тарифов) на образовательные услуги. Одни тарифы устанавливаются и регулируются государством для всех образовательных учреждений за их услуги в рамках государственных образовательных программ и стандартов. На образовательные услуги негосударственных учебных заведений, преподавателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, дополнительные образовательные услуги государственных учреждений применяются свободные (рыночные) тарифы.

Рассмотрим структуру государственного финансирования системы образования. Главными источниками финансирования государственной системы образования являются:

· средства бюджетов разных уровней;

· средства, поступающие от предприятий и других учреждений;

· собственные денежные средства, полученные учебными заведениями от разного рода платной образовательной и предпринимательской деятельности.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг

Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг


Схема 1 – Финансирование образовательных учреждений из централизованных источников финансирования

Из схемы 1  видно, что финансовые ресурсы, направляемые органам и учреждениям образования, представляют собой часть доходов государственного бюджета трех уровней, которые формируются главным образом путем сбора прямых и косвенных налогов.

На выделяемые из федерального бюджета финансовые средства содержатся ведущие средние и высшие профессиональные учебные заведения всероссийского значения и большая часть начального профессионального образования.

Субъекты федерации, кроме начального профессионального образования, финансируют из своего бюджета региональные средние профессиональные учебные заведения, а также интернатные учреждения.

Из местных бюджетов выделяются финансовые средства для содержания муниципальных дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и внешкольного дополнительного образования.

Таким образом, новый финансовый механизм в сфере образования характеризуется сочетанием бюджетного финансирования учебных заведений с развитием платных образовательных услуг и другими источниками самофинансирования. При этом недопустима простая замена бюджетных услуг платными и упор делается на их рациональном сочетании.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: